Королёв. Новости

Яндекс.Погода

среда, 20 июня

ясно+21 °C

Онлайн трансляция

Ирина Мусаева: «Литература должна научить подростков жить!»

25 мая 2018 г., 10:11

Просмотры: 257


© Кира Горная

25 мая отмечается День филолога – профессиональный праздник тех, кто избрал делом своей жизни изучение языков и литературы, профессионалов, влюблённых в СЛОВО.

А как же важно это самое СЛОВО донести до своих учеников, привить им любовь к родному языку, к художественным текстам! Этим в совершенстве владеет филолог Ирина Викторовна Мусаева, преподаватель русского языка и литературы гимназии «Российская школа».

– Ирина Викторовна, всегда считалось, что главной ступенькой к грамотности человека является количество и качество прочитанной им литературы. Но всё чаще родители и педагоги ужасаются: «Дети читать не желают!» Да и классика им уже не так понятна – ведь изменился наш жизненный уклад и скорость жизни далека от той, по законам которой течёт повествование в романах Достоевского или Толстого…

– Вот здесь и должен правильно поставить вопрос о значении классической литературы педагог! Необходимо суметь спроецировать героев Достоевского, Шолохова, Тургенева на современную жизнь! Мы с ребятами обсуждаем на уроках важность классической литературы и героев, описанных столетие, а то и два назад. Старшеклассники самостоятельно приходят к важному выводу: «Человеческие типажи и проблемы не изменились по прошествии столетий!» Любой молодой человек или девушка, взрослея, непременно ищут ответы на вопросы: с кем можно дружить? Кто способен на подлость? Насколько можно доверять этому человеку? И, оказывается, можно в современных людях разглядеть Наташ Ростовых, Дубровских, Катерин… Просто они в другой одежде и не в экипаже, а иномарках. Но теперь, спроецировав персонажей классиков на современников, можно понять, как с ними общаться. Литература должна научить подростков жить! Когда они до этой мысли доходят – они берут классику в руки сознательно. У меня все ученики читают – много и с удовольствием!

– Программа обязательных для прочтения произведений часто сильно отличается от того, что сами дети желали бы прочесть…

– Да, увы… Я считаю, что в неё должны быть включены и произведения современных авторов. Например, манга: там много поучительного есть. И важно не отторгать эти современные увлечения, а вплетать их в процесс обучения. В прошлом году я впервые взяла не старшеклассников, а малышей. И теперь с шестиклассниками наравне я знаю современные музыкальные течения, разбираюсь в компьютерных играх… Мы сопоставляем на уроках современные тексты песен и кинофильмы с тем, что принято считать классикой.

– Можно ли сделать небольшую поблажку: позволить ребенку посмотреть экранизацию классических произведений? Или предложить аудиокнигу вместо традиционного бумажного варианта?

– Да. Замечательно сочетаются прочтение, затем просмотр фильма, но это в идеале. Единственное, что хотелось бы сохранить, – возможность на уроках пользоваться учебниками по литературе на бумажном носителе, а не электронном. А как дополнение к этому все варианты приемлемы: и аудиокниги, и кинофильмы, и электронные книги.

– Ирина Викторовна, поговорим о самом животрепещущем в эти майские дни для детей и их родителей – экзаменах. Ведь русский язык входит в число обязательных для сдачи предметов…

– Моё глубокое убеждение, что для достижения максимального результата необходимо совпадение трёх составляющих: академических способностей ребёнка, мастерства и профессионализма преподавателя и мотивации учащегося. Любой старшеклассник, имеющий чёткое представление о том жизненном пути, который ему хочется пройти, и понимающий, что для этого надо знать русский язык на качественном уровне, имеет больше шансов сдать ЕГЭ максимально хорошо. Но при этом ему понадобится педагог, который увлечёт своим предметом так, что трудности познания не будут затмевать интереса к предмету. И всё это базируется на том, что человек пришел в 10-й класс не просто «пересидеть» пару лет до взрослости. Поэтому мы с каждым родителем и ребёнком говорим при подаче документов в 10-й класс, просим оценить возможности поступающего. Очень тяжёлый психологический дискомфорт испытывают ребята, если им не по плечу учёба в старшем звене школы. Нельзя этого допускать! Это создаёт психологические травмы и взращивает комплексы.

– Что является основой при подготовке к экзаменам?

– Главное, на что я хочу обратить внимание всех, кого ждут экзамены: никакие сайты не смогут заменить непосредственно самого урока и тех заданий, что даёт учитель. Можно заниматься дополнительно на курсах, просить помощи у индивидуальных преподавателей, и всё же на первом месте по важности – ответственное отношение к урокам. И, если уж искать тренировочные тесты в интернете, – то я рекомендую только официальные сайты ФИПИ. Там выложены реальные задания прошлых лет.

– Расскажите, пожалуйста, о вашем пути в профессию.

– У меня, как мне кажется, все было предрешено: я из учительской династии: бабушка – заслуженный учитель СССР, мама – отличник образования РСФСР, заслуженный учитель, сестра моя – также преподаватель русского языка и литературы… Именно мама моя начинала заниматься экологическим образованием в стране и ввела понятие – «экологическая тропа». Мне было где черпать мудрость педагогики и пропитываться школьным духом! И вот уже четвёртое поколение в нашей семье связало жизнь с педагогикой – мой сын преподает историю и обществознание. Моя мама однажды вывела формулу учительского успеха: «Детей надо любить и быть профессионалом!» Каждый ребёнок уникален, и я их люблю и уважаю! И потому получаю удовольствие от своей нелёгкой работы.

Могу только дополнить, что дети также получают и знания, и удовольствие на уроках Ирины Викторовны. А родители этих детей благодарны этому великолепному учителю за её кропотливый труд, за читающих детей, за возможность быть уверенными: после уроков Ирины Викторовны в любой вуз страны не страшно подавать документы с оценками по русскому языку и литературе.

Кира Горная