Королёв. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 25 июля

пасмурно+14 °C

Онлайн трансляция

Метрология: всё точно!

09 февр. 2017 г., 12:46

Просмотры: 536


Дмитрий Карпунин признаётся, что, будучи учеником простой сельской школы в Орловской области, о космосе и не думал, воспринимал его как что-то далёкое и очень абстрактное. Но 8 лет назад, сразу после вуза, он пришёл работать в ЦНИИмаш.

Сегодня Дмитрий Николаевич – начальник отдела, ведущий метролог, лауреат многочисленных научных конкурсов, в том числе победитель ежегодного конкурса молодых учёных и специалистов им. С.П. Королёва. Устройства, изготовленные при участии Дмитрия, успешно эксплуатируются в исследованиях на МКС. Такой результат – не случайность, а итог большой работы.

– Как у вас возник интерес к физике и точным наукам?

– Думаю, это гены. Дело в том, что физику мне преподавал директор школы – Александр Фёдорович Селютин, который учил ещё мою маму – Светлану Васильевну. И с первого года он сравнивал мои успехи с её результатами, причём не всегда в мою пользу, это очень подстёгивало, стимулировало учиться лучше, не хотелось быть вторым.

Кроме этого, Александр Фёдорович умел увлечь: постоянные опыты, эксперименты, он воспитывал в нас познавательный азарт, его слова: «Я не слышу от вас главного вопроса: «А почему?» Он очень талантливо смог показать, насколько интересной может быть физика.

– Поэтому вы пришли в науку, выбрали для себя работу в научно-исследовательском институте?

– Да, я поступил в Орловский государственный университет, на кафедру метрологии, стандартизации  и сертификации по специальности «Инженерное дело в медико-биологической практике». Окончил университет с отличием и решил начать свою карьеру в Москве или ближайшем регионе. У меня было более двух десятков подходящих вариантов, в первый же день я поехал в ЦНИИмаш, меня сразу заинтересовало направление деятельности института, конечно, вызывал уважение его статус, и тем более я заинтересовался этой работой, когда во время собеседования мою институтскую деятельность связали с направлением деятельности отдела, где я хотел работать, а именно исследования различных биологических объектов, которые зарождаются на борту МКС.

– Расскажите о первом проекте в качестве метролога.

– Исследование отражённого солнечного излучения – это и есть первый проект, в котором я принимал участие. Наша работа заключалась в разработке средств измерений и средств этого излучения оптико-электронными приборами.

Конечно, меня это заинтересовало как направление, которым я ни разу не занимался, направление, которое напрямую не связано с Землёй. Космическое исследование – конечно, это было крайне интересно! Как раз самое первое, чем я занимался – лабораторные испытания этих датчиков.

И, естественно, мне очень приятно, что сейчас на МКС работает эта аппаратура, более того, она совершенствуется.

Поэтому далее, уже в аспирантуре, я продолжил работу в направлении разработки и создания оптико-электронных средств.

– Много ли приходится учиться уже в процессе работы?

– Безусловно! Специалист-метролог должен отлично понимать все физические процессы, с которыми он сталкивается в ходе работы, метролог должен думать и с точки зрения разработчика, и с точки зрения изготовителя, и испытателя, и эксплуатанта прибора, то есть всё, что связано с процессом создания изделия, метролог должен понимать, принимать участие на каждом этапе работы. Для этого нужно очень много учиться, постоянно повышать квалификацию, регулярно актуализировать знания, поэтому с момента устройства на работу и до текущего момента образование – это непрерывный процесс. Открытие для себя новых видов измерений, областей деятельности. И наставление наших опытных специалистов: «Метрологи должны постоянно учиться, ежедневно», – совершенно обосновано.

– В чём конкретно заключается работа метролога?

–  Мы обеспечиваем правильность выполнения измерений. То есть мы должны знать, что, чем и как измерять абсолютно любой объект.

– А если говорить об измерении, предположим, массы тела, это тоже метрологическое исследование? Его может провести и школьник?

– Да, это тоже простое исследование. Конечно, ребёнок может измерить массу своего тела на домашних весах, если он решит получить более точный результат, то он может изучить эксплуатационную информацию о весах и определить погрешность. Или, когда школьник помогает, например, маме на кухне, и с помощью мерного стаканчика отмеряет нужное количество вещества, он может отметить «на глазок», а может стремиться к точности, отмеряя вровень с мерным делением. Здесь как раз проявляется некая дотошность, скрупулёзность, терпение, – необходимые в метрологии качества. Так как метрология связана и с рутинными операциями, например, поверкой приборов, то есть подтверждением их технических характеристик и другими.

– Какая, по-вашему, самая приятная часть работы метролога?

– Если говорить о самой приятной части работы, то, скорее всего, это испытания, которые проводятся совместно с внешней организацией и влияют на результат. Самый приятный момент, когда мы понимаем, что все испытания проходят успешно, и результат длительной научной измерительной деятельности подтверждён, устройство работает и выдерживает требуемые характеристики. При этом работа метролога не имеет конечного характера, потому что метролог должен постоянно совершенствоваться и повышать уровень своих технических знаний.

– Есть ли в работе метролога простор для творчества?

– В основном нет, так как всё регламентировано. Но если задача касается, например, разработки новых измерительных средств, или эталонов, то здесь научное творчество ничем не ограничено, есть задача, и решить её нужно, как правило, нестандартным подходом.

– Как отвлекаетесь от рабочих задач?

– Я с детства занимаюсь спортом: с шести лет играю в футбол. Это, наверное, одно из спасений – возможность отвлечься от рабочего направления, переключить мозг на что-то другое. Поэтому активная спортивная деятельность очень помогает набраться сил для решения рабочих задач, не говоря уже о том, что это полезно для здоровья.

– А если бы не метрология, какую другую научную область вы бы выбрали?

– (Смеётся) Мы, метрологи, «если бы» не принимаем! Было бы что-то тесно с этим связанное. Метрология, как говорят, не работа, метрологией живут! Это удивительная наука, которая объединяет теоретическое и практическое направления.

Екатерина Корнилова,

фото Д. Орлова