Яндекс.Погода

воскресенье, 27 сентября

ясно+14 °C

Цифровизация и искусственный интеллект

19 марта 2020 г., 16:41

Просмотры: 1002


В Технологическом университете применяют современные методики обучения студентов

Что такое «цифровое высшее образование»? Как в Технологическом университете внедряются IT-технологии и реализуется Национальная стратегия по развитию искусственного интеллекта? На эти и другие вопросы ответил первый проректор вуза Алексей Щиканов.

– Алексей Юрьевич, расскажите о цифровизации образования на примере Технологического университета.

– Цифровизация – общемировой тренд. В нашем вузе этот процесс развивается по нескольким направлениям. Первое – обеспечение аудиторий, кабинетов, мастерских и лабораторий новейшим оборудованием. В Технологическом университете за последние годы в этом направлении произошли очень серьёзные позитивные изменения, удалось значительно улучшить и расширить материально-техническую базу. В рамках национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в вузе было создано пять новейших IT-мастерских-лабораторий. Хочу отметить, что Технологический университет не случайно входит в ТОП-50 лучших вузов России, занимая 18-е место среди российских вузов по рейтингу RAEX.

Оснащение наших лабораторий и мастерских соответствует современному мировому уровню, и это позволяет развивать вуз как цифровую сеть, формировать единое цифровое пространство. Создан образовательный портал, позволяющий объединить студентов, преподавателей и внедрять дистанционное и онлайн-обучение.

Второе направление – обеспечение современным программным ресурсом, который используется предприятиями российской ракетно-космической отрасли, крупными IT-компаниями.

Кроме того, с развитием информационных технологий процесс донесения новых знаний до студентов многократно ускорился и расширился. Существует много серьёзных онлайн-курсов, разрабатываются программы по цифровизации образования.

Всё это не отменяет традиционных методов преподавания (речь идёт, в первую очередь, о передаче практических знаний и навыков). В Технологическом университете, к примеру, работа в лабораториях и прохождение практик на предприятиях-партнёрах – важная часть учебного процесса; студенты вовлекаются в реальную научно-техническую деятельность.

– Вы сказали, что переход «на цифру» – общемировой тренд. Что это значит?

– Мир переходит к цифровой экономике, поэтому система образования должна обучать кадры, которые были бы востребованы и успешны не только при нынешнем, но и при следующем технологическом укладе. Это так называемая индустрия 4.0, которая позволит многократно увеличить производительность труда. Подготовка таких специалистов уже ведётся в Технологическом университете. Сейчас идёт глобализация системы высшего образования. Из совокупности локальных систем она превращается в аналог компьютерного «облака», черпать знания из него могут все желающие.

– Ваш вуз включился в работу по реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта…

– Да, Технологический университет интегрирован в данный процесс. Как известно, наши базовые кафедры находятся на крупнейших предприятиях российской ракетно-космической отрасли и оборонно-промышленного комплекса. Задачи, которые этим предприятиям необходимо решать, требуют, в том числе, внедрения и использования систем искусственного интеллекта. У нас создана специальная лаборатория интеллектуальных систем управления, которая уже работает по задачам предприятий.

– Расскажите о взаимодействии университета и других организаций по участию в совместных проектах, связанных с развитием IT-технологий.

– Например, губернаторский проект «Вернадский-Подмосковье». Андрей Воробьёв поставил задачу: подмосковные вузы должны тесно взаимодействовать с МГУ с целью эффективного использования передовых достижений образования, науки и технологий, развития единого образовательного пространства с учётом требований цифровой экономики и перспектив развития подмосковного региона. Программа «Вернадский-Подмосковье» привнесла в нашу работу много интересного в сфере как теоретического, так и практического обучения студентов (обмен опытом между преподавателями, использование лабораторной базы МГУ, выполнение общих проектов и т.д.), а также научных исследований.

Весьма перспективно взаимодействие Технологического университета со «Сбербанком». У нас с ним создана базовая кафедра. Есть также разные онлайн-программы «Сбербанк-университета», по которым стажируются сотрудники и преподаватели нашего вуза. Кроме того, у «Сбербанка» имеется суперкомпьютер (один из самых мощных в России). Сейчас ведутся переговоры о предоставлении нам его мощностей для проведения работ, связанных с искусственным интеллектом. Наш вуз работает и с другими крупными IT-компаниями («1С», Cisco и т.д.)

– Каким вы видите вуз XXI века? К чему будет стремиться Технологический университет в ближайшее время и в среднесрочной перспективе?

– Резюмируя сказанное выше, отмечу, что современный вуз должен участвовать в решении практических задач, полученных от ведущих предприятий, быть оснащённым современным оборудованием, иметь доступ к современным цифровым образовательным ресурсам и готовить специалистов, которые будут востребованы в условиях цифровой экономики. Все эти направления у нас уже развиваются.

Беседовал Алексей Федосеев,
фото из архива ТУ