Где взять газету?

Королёв. Новости

Яндекс.Погода

среда, 13 ноября

пасмурно0 °C

Онлайн трансляция

«Школа – это образ жизни»

03 окт. 2019 г., 12:42

Просмотры: 1182


5 октября поздравления принимают представители педагогического сообщества. Накануне профессионального праздника журналист «Спутника» встретилась с учителем математики гимназии «Российская школа» Мариной Николаевной Колгановой.

– Ой, ну почему меня выбрали? У нас же в коллективе столько молодых и талантливых педагогов! – так встретила меня Марина Николаевна. Эта улыбчивая женщина оказалась невероятно приятной собеседницей и очень скромным педагогом: целый час она хвалила всех – своих бывших учеников, нынешних, их родителей и коллег, ни разу не сделав акцента на своём педагогическом вкладе в развитие школьников. Но сквозь её слова я разглядела истинного учителя. Есть ставшая уже хрестоматийной фраза: «Педагог – это инженер человеческих душ». И это как раз про Марину Колганову.

Мы учимся друг у друга

– Марина Николаевна, у вас большой опыт работы учителем. Сложнее ли стало работать с детьми сейчас – в век информационных технологий, с более свободолюбивыми детьми?

– Да, разумеется, сложнее! Но и невероятно интересно! Например, я весной выпустила 11-й класс. Мы перед выпускным вечером создали яркий, весёлый фильм о школе, классе. На видеоряд из известных всем фильмов положили свой текст о школе, педагогах, казусах во время учёбы. И здесь именно они меня обучали современным технологиям. Кстати, я заметила по мере их взросления, что, если им, пятиклассникам, приходилось помогать говорить другу комплименты, подбирать слова благодарности учителям или родителям, и я прописывала тексты, то потом с каждым годом всё менялось. Ребятам всё легче становилось делиться теплом своих душ…

И вот теперь я – классный руководитель в 5-м классе. У детей очень многое поменялось при переходе из младшей школы в среднюю, к тому же пришли 6 новеньких. Ребята легко и честно рассказали о себе, и я тоже поддалась такой откровенности. Теперь мы – одна команда, но, конечно, каждый ребёнок индивидуален, и нужно уметь договариваться, искать компромиссы и прислушиваться к детям. По-прежнему воспитательная роль учителя очень важна. Школьная жизнь такова, что ты всё время учишься, удивляешься, движешься. Каждый день не похож на предыдущий, а каждый ребёнок тебе тоже что-то даёт. Мои пятиклашки придумали «коробку желаний», которую наполнили записками с мечтами на этот год. Открыть можно только в мае на последнем «классном часе». Ну разве это не замечательно придумано?

– Что для вас как для учителя становится самым приятным подарком дня?

– Конечно, оценки ребят. На каждую «пятёрку» душа радостно отзывается, а плохую отметку я переживаю вместе с детьми и их родителями. Приятно видеть своих, уже бывших учеников, которые заходят в школу просто так, пообщаться с учителями. Особой радостью наполняется сердце, если кто-то из выпускников выбирает профессию педагога как свой дальнейший путь. Так, например, одна из моих медалисток последнего выпуска пошла в университет, чтобы вернуться в школу филологом.

– В школьной системе в последние годы многое поменялось. Как вы к нововведениям относитесь?

– Очень рада замене бумажных классных журналов и дневников на электронные версии: интересующиеся родители всегда в курсе успеваемости и посещаемости детей. Мессенджеры позволяют быстро и легко находить любого родителя или ребёнка. Жизнь под камерами тоже уже никого не пугает. Лишь первое время дети обращали внимание на то, что за ними следят вездесущие электронные «глаза». Но и в этом можно усмотреть хорошее начало – всегда понятно, чем занимается ребёнок; и на экзаменах камеры не станут причиной паники. На уроках также можно применять самые разные технологии, а насколько упростилось обучение деток с проблемами здоровья!

Инклюзивное образование

– Вы занимаетесь по специальным программам с такими детьми?

– Да, я прошла курсы переподготовки для работы с учениками, у которых есть проблемы со здоровьем. Сейчас у меня трое таких школьников. Им сложнее порой заниматься физически, но, например, Леночка Ермошина стала победителем в областном конкурсе «Математический сундук». Часто детям с ДЦП приходится учиться дистанционно, кому-то под силу и в гимназию на занятия приезжать – здесь на первом этаже есть специально для них оборудованный кабинет. Им хочется бывать в коллективе ровесников. Наша гимназия создавалась когда-то с учётом того, что будет работать с детками с ОВЗ. Правда, несколько лет назад каждому классу полагался социальный педагог, и в самих классах было меньше детей. Сейчас, после слияния «Российской школы» и 1-й Болшевской детей стало больше, пропала камерность. Но и здесь можно найти свои положительные стороны. Чтобы понимать, как трудно может быть другим людям и как можно помочь им, здоровым школьникам полезно находиться с особенными детьми в одном коллективе. И всем детям, как воздух, нужно общение!

О мечтах

– Мечта стать учителем была с детства?

– Нет. Совершенно другой путь я себе рисовала, но мама после выпускного предложила попробовать сходить в приёмную комиссию Московского областного педагогического института. Меня так радушно там приняли, так обворожили, что я и осталась. После учёбы мы с мужем, два математика, работали в нескольких школах города. Мой стаж учительства начался в 1982 году. И нам, как начинающим педагогам, многое дала наш первый директор – Александра Ивановна Зимарева в гимназии № 17. Потом у меня была ещё 8-я школа, а сейчас родной стала «Российская школа».

– Часто ли случается, что не даётся ваш предмет школьнику?

– Бывает, конечно. Но я заметила, что дети любят и уважают математику. Да и как иначе? Ведь это база для многих наук: физика, химия, информатика… Я чувствую их особенное отношение к моим наукам. И пытаюсь помочь, чем могу. Обычно расчёт идёт на среднего ученика, но поддержать слабого или озадачить того, кому только в радость решать математические уравнения, всегда можно.

– Что в вашей жизни есть, кроме школы?

– У нас с мужем двое детей и уже двое внуков. Мы любим путешествовать по стране, а, поскольку муж давно увлекается филателией, то и я уже «в теме». Но школа – это не работа, это образ жизни, она занимает мысли и тогда, когда рабочий день подошёл к концу и можно спокойно идти домой. Иногда, правда, в грустные вечера, залетает такая шальная мысль: «Может, уже хватит в школу ходить? Пора отдыхать? И вообще: я же собиралась экономистом стать!» И тут же приходит ответ: «Как я смогу без детей, без этой сумасшедшей школьной жизни, без 1 сентября и последнего звонка? Нет, я люблю свою работу!»

Кира Горная, фото автора