Королёв. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 21 августа

пасмурно+18 °C

Онлайн трансляция

Конкурс как ступень к школе будущего

28 апр. 2018 г., 10:59

Просмотры: 346


Соревнования – это всегда стресс, проверка себя на прочность и… ступенька на пути к совершенствованию. Именно так восприняла областной конкурс «Педагог года Подмосковья - 2018» Елена Дахно – учитель химии и биологии гимназии № 5.

Под светом софитов

– Елена Александровна, что дало вам участие в этом профессиональном конкурсе?

– Очень многое! Конкурс – это важный этап в профессиональном развитии педагога. Каждый участник привёз на это соревнование самое лучшее – то, что уже отточено и проверено. Было представлено много новых идей и концепций. Мне был интересен опыт всех учителей. Конкурсанты из 62 муниципалитетов Подмосковья – очень неравнодушные люди, необычные, искрящиеся, «фонтанирующие» идеями, со своими педагогическими наработками и находками. Именно такие педагоги делают школу будущего!

– Как проходило состязание в мастерстве?

– В несколько этапов. Первый этап – работа в группах по 10–11 человек, объединённых близкими предметами. Я попала в группу 4, где были учителя химии, физики, информатики и математики. Первое испытание – «Методическое объединение», во время которого участники рассказывают о своём опыте, анализируют и обобщают его, выявляют и применяют инновационные идеи в своей профессиональной деятельности. Следующий день – испытание № 2 – «Учебное занятие». Конкурсанты проводят открытые уроки в соответствии с тематическим планированием того учебного заведения, где проходит конкурс. В этом году площадкой для его проведения стала частная школа «Мир знаний» в селе Петрово-Дальнее под Красногорском.

Я проводила урок химии в 8 классе по теме «Соли. Классификация солей. Способы получения солей». Тема была объявлена накануне вечером. Детей до урока я не видела и познакомилась с ними только на самом занятии.

Современные дети диктуют свои правила. Надо идти в ногу со временем и поддерживать желание познавать всеми способами.

Испытание № 3 – «Образовательный проект», во время которого участники должны продемонстрировать инновационный потенциал и культуру проектной деятельности.

Пятнадцать участников, набравших по итогам первого тура наибольшее количество баллов, объявили финалистами и допустили к участию во втором туре. Я вошла в это число.

Второй тур начался с мастер-класса, при проведении которого оценивали ценность и методическое обоснование предлагаемых способов обучения, профессиональную компетентность, способность к импровизации, коммуникативную культуру. Это испытание проводили перед большим жюри. Мой мастер-класс назывался «Исследовательская деятельность: секрет формирования успеха ваших учеников». Формат ещё одного испытания – «Педагогического совета» – это дискуссия в группе из 5 конкурсантов на заданную ведущим тему, с индивидуальными выступлениями и общим обсуждением.

По итогам второго тура пять участников объявили лауреатами, они прошли в третий тур конкурса. В сентябре (когда будет проходить этот тур) для лауреатов, включая меня, предусмотрено конкурсное задание «Круглый стол образовательных политиков» с участием министра образования Московской области Марины Захаровой.

– Какие сложности пришлось преодолеть?

– Прежде всего, необходимо преодолеть себя. Я пришла на этот конкурс не впервые: первый опыт был ещё в самом начале педагогической карьеры – конкурс «Надежда» для учителей со стажем не более 3-х лет. В далёком 1999 году я победила в этом конкурсе как учитель химии и биологии школы № 20 города Королёва. В этой школе я начинала свою профессиональную карьеру – ещё студенткой 4 курса педагогического университета. Областной этап тогда для молодых специалистов не проводили. В 2005 году я участвовала в муниципальном конкурсе «Учитель года», вошла в финал и стала второй. И решилась на повторный шаг только спустя 12 лет. Ощущения совсем другие – не было дрожи и неуверенности… Спасибо семье и руководству гимназии за поддержку!

Взгляд со стороны

Истинный характер педагога, его отношения со школьниками всегда можно узнать по лицам его учеников! От Елены Александровны веет таким позитивом, интересом к детям и особой науке – химии, что заряжаешься желанием взять в руки колбочки, реактивы и познавать мир превращений. И дети, пришедшие на дополнительный урок, не сидели со скучным видом! Отнюдь! Глаза этих учеников выдают: старшеклассники не боятся учителя, уважают его искренне и любят, и влюблены в саму эту науку – химию: с удовольствием выполняют задания, превосходно зная теорию, понимают суть происходящих в пробирках химических реакций. «Самое первое знакомство с предметом вызвало восторг ещё в восьмом классе, делится десятиклассница Лиза, – потому что это единственный в своём роде предмет школьной программы, где ты сам творишь почти чудо! А педагог помогает его понимать!» Как заинтересовать школьника своим предметом? Просто! Елена Александровна знает секрет – надо получать удовольствие от общения с детьми и открывать вместе с ними новые грани контакта химической науки и повседневной жизни. Например, можно делать видеоролики: о том, что будет, если капнуть соком апельсина на воздушный шарик; как обычные продукты проверить на качество. Можно предложить старшеклассникам на основании мультфильма придумать тему проекта или вместе с ребятами выяснить свойства различных сортов чая, или пробежаться по помещениям школы и детского сада, исследуя пыль или следы ртути в воздухе… Мама Елены Александровны – тоже учитель химии. С детства будущий химик проводила всё свободное время в маминой лаборатории. Теперь её собственный сын, ученик 5 класса Евгений, занят исследованиями. Правда, пока что к серьёзным химикатам он не допущен по возрасту, но молоко исследует успешно! В этом году его исследовательская работа в секции «Химия» стала лучшей на всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ «Первые шаги в науке».

Школьники, которых я увидела в кабинете химии после уроков, пришли сюда с огоньком исследователей в глазах. Это дорогого стоит!

Страничка фактов

В багаже Елены Дахно – диплом Московского педагогического государственного университета с отличием; диплом Королёвского института управления, экономики и социологии с отличием; учёная степень кандидата технических наук; квалификация учителя высшей категории. Несколько лет она побеждала на муниципальном уровне в конкурсе учителейпредметников, была лауреатом областных конкурсов; её ученики подтвердили не раз профессионализм своего учителя личными достижениями – победами в олимпиадах и конкурсах и 100-балльными результатами на ЕГЭ.

Новое время – новые дети

– Как сильно изменились дети на протяжении вашего профессионального пути?

– Дети сейчас действительно изменились. И мыслят они по-другому. Например, был у меня школьник, который практически не участвовал в процессе урока никогда, но выбрал химию для сдачи в 9-м классе. Оказалось, что у него, как у многих современных подростков, «клиповое» мышление, и он постигал эту науку, не вчитываясь в параграфы, а регулярно и вдумчиво просматривая ролики, выложенные на «Ю-тубе». И пусть таким образом нельзя стать асом в химии, но отметать такой метод привлечения интереса как непродуктивный – нельзя! Современные дети диктуют свои правила! Надо идти в ногу со временем и поддерживать желание познавать всеми способами!

Кира Горная