Яндекс.Погода

четверг, 26 ноября

пасмурно0 °C

Прививка доброты

26 окт. 2020 г., 12:02

Просмотры: 935


В середине октября стали известны лауреаты премии губернатора Московской области «Мы вместе». Две жительницы Королёва – Ольга Гусарова и Татьяна Ноговицына ­– стали победителями  премии в номинации «Волонтёрство и благотворительность».

Сегодня мы расскажем об одном из проектов – реализации инклюзивного образования для детей с аутизмом.

Не такие…

…Каждому ребёнку для полноценного ежедневного движения в развитии необходимо получать знания и общаться. Но есть дети, для которых именно выстраивание отношений с людьми – сложная задача. Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) всегда были и есть, но только недавно в нашем обществе поняли, что при грамотной помощи таким детям в выигрыше окажутся все: дети станут самостоятельными членами общества, страна получит работников, мамы вздохнут свободней и также вернутся к полноценной жизни. Дело за малым – перевернуть сознание общества!

Наш корреспондент встретилась с мамами трёх детей, у которых инвалидность связана с  диагнозом «расстройство аутистического спектра». Ольга Гусарова (она разместила проект на сайте премии «Мы рядом»), Екатерина Калинина и Виктория Залукаева рассказали о своих трудностях и достижениях.

Каждый ребёнок с таким диагнозом имеет свои индивидуальные особенности, но есть и общие проблемы. При разной степени нарушений наиболее часто РАС выражается в трудностях общения – дети живут, «уйдя в себя» – не отзываются на имя, не играют с другими детьми, не поддерживают эмоциональный контакт с близкими. Есть проблемы с мелкой моторикой и речью, обострённая чувствительность: кто-то не выносит яркие цвета, у другого начинается истерика от громких звуков. Окружающий мир они зачастую воспринимают фрагментарно: видят дорогу, но не видят машин или не связывают их наличие с опасностью. Таких детей ни на минуту нельзя оставлять без присмотра. Они всегда будут идти к той цели, которую поставили себе сами, или она определена взрослыми, не свернут и не забудут. Хорошо, если цель известна родителям – тогда можно помочь ребёнку. Ежедневные действия должны непременно укладываться в определенный ритуал, только так ребёнок меньше нервничает и больше адаптируется к жизни. Для эффективного обучения повседневным навыкам каждую поставленную задачу надо разбить на маленькие кусочки, проговорить последовательность действий и отработать несколько раз вместе, выстраивая в общую схему. Это всё подразумевает постоянную работу взрослого с ребёнком с РАС. Одной маме такой график 24/7 одолеть невозможно – ни физически, ни морально. Поэтому, когда однажды судьба свела этих женщин вместе, их радости не было конца.

– Вы не представляете, какое это облегчение: понимать, что есть люди, которые не высмеют, не обругают! – восклицает Ольга. – Можем обсуждать все наши общие сложности без стеснения. И потому теперь мы вместе и в будни и в праздники. Но.. наши дети уже подходили к школьному возрасту, надо было решать, как создать им правильные условия для образования и искать специализированных педагогов.

Социализация в школе

– Мы были и в нашей коррекционной школе, ездили по ресурсным классам Москвы и других городов Подмосковья. Конечно, часто родители таких особенных детей приходят к мысли о домашнем обучении. Но, – мамы были единодушны во мнении, – нашим детям необходима именно социализация.

Затем семьи с детьми с РАС два года искали выход вместе с работниками городского Комитета образования.

Ольга Гусарова основала АНО «Право выбора», это стало необходимым шагом для организации и отслеживания средств финансовой помощи детям и школе. Финансовую поддержку на начальном этапе проекта оказали Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» и Ассоциация организаций, созданных родителями и близкими детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями «Аутизм-Регионы», этим летом проект организации получил оценку и поддержку Фонда президентских грантов.

– Нам как-то всё время везло на хороших людей при реализации этой идеи. Помогли и Ирина Валерьевна Ваврик, руководитель городского Комитета образования, и наш УМОЦ. Низкий поклон заместителю главы администрации Виктории Викторовне Королёвой. Некоторые педагоги школ прошли обучение работе с детьми с РАС внутри обычного класса. Сын Екатерины учится как раз в обычной школе, где педагог смогла создать необходимую атмосферу для совместного обучения обычных детей и мальчика с проблемами. Три года назад на базе СОШ № 6 открылся и ресурсный класс. Программу школы приходится адаптировать под каждого ребёнка! Поэтому мы нанимали супервизора, который на год вперёд каждому расписал свой маршрут обучения. Такие специалисты не оплачиваются пока российской сеткой образования, но их рекомендации – основа плана обучения. У каждого ученика, а их в классе 8 человек, есть тьютор.

– Вообще специалистов, – вздыхает  Гусарова, – кто умел бы работать с такими детьми, всегда мало. Мы при помощи спонсоров помогали обучить людей для подобной работы.  В этом году открылся второй класс по работе с детьми-аутистами – 8 малышей начали с сентября заниматься в гимназии «Российская школа». Но там пока что рядом с детьми сидят мамы. Это неправильно. Мамы выгорают от такой перегрузки. Надеемся, что это временно.

Основной целью, которую пытаются достичь дети вместе с мамами и педагогами, – научиться жить обычной жизнью школьника без особенностей развития. Решать свои проблемы без поддержки приставленного взрослого: понять задание, перейти из кабинета в кабинет, дойти до туалета и вернуться обратно в свой класс, уметь не поддаться своим эмоциям и, самое главное, научиться взаимодействовать с другими людьми…

Общение и возможность помогать

Этот год стал для многих проверкой на прочность.

– Мы, как никто, понимаем, что обществу давно нужна прививка доброты, а нашим детям – как воздух, необходимы общение и возможность помогать. Поэтому во время пандемии мы принимали активное участие в волонтёрском движении. Наши дети с удовольствием помогали. Им совсем несложно было формировать коробки с самым необходимым и средствами индивидуальной защиты, которые мы затем развозили по адресам пожилым и больным людям. В этом благом деле ребята ощущали себя сильными и нужными. Наша деятельность высоко была оценена губернатором Московской области – мы получили премию в проекте «Мы рядом».

Мамы особенных детей знают, на что потратят премию – необходимо помогать нынешним младшеклассникам переходить в среднюю школу, организовать летний лагерь для обучения ребят бытовым навыкам. И пришло время готовить людей для следующих групп малышей, которым так необходимо учиться и социализироваться.

Кира Горная,
фото из архива О. Гусаровой

Обсудить тему

Введите символы с картинки*