Яндекс.Погода

пятница, 7 августа

облачно с прояснениями+24 °C

Я счастлив за своих воспитанников!

12 июня 2020 г., 9:01

Просмотры: 553


О научных победах международного уровня участников кружка «Юный физик – умелые руки» в гимназии № 5 мы рассказывали не раз. Секреты подготовки сверхуспешных юных учёных раскрыл журналисту «Спутника» Владимир Валентинович Лебедев, бессменный руководитель кружка.

До обеда – академия, вечером – университет

Родился я в Ленинграде. С 5 класса и до конца школы занимался в авиамодельном кружке. Проводил расчёты, успешно проектировал кордовые модели. А ещё на аккордеоне играл. Сосед пошёл в кружок, и я с ним за компанию. Мама работала медсестрой, но с бабушкиной помощью купила мне дорогущий по тем временам новенький «Вельтмайстер». Выступал с ним на концертах... А потом увлёкся учёбой.

Поступил в Военно-инженерный институт им. А.Ф. Можайского (теперь это академия) на механический факультет, но уже в сентябре включился в работы в рамках программы «Буран» на кафедре аэродинамики. А после 2 курса поступил ещё и на вечерний в Ленинградский университет. До обеда учился в академии, а вечером – в университет, в самоволку. С занятий – спешно в казарму к поверке.

Распределение получил на Южный полигон Байконура – на 2-ю площадку, с которой космонавтов запускают. На моём счету обслуживание 40 таких запусков.

В 1985 году меня перевели в 50-й институт в Болшеве. Вновь включился в интереснейшую «бурановскую» программу. Кандидатскую диссертацию написал, а потом и докторскую.

Новый подход

В конце 90-х платить военным перестали, работы сворачивались, пришлось подрабатывать. Начал преподавать физику и математику в школе и вести курсы подготовки к поступлению в МАИ и МИРЭА.

В гимназию № 5 пришел работать в 2003 году. Повезло, МАИ взял над нами шефство. При содействии замдекана факультета прикладной математики и физики Виктора Борисовича Дроботова нам отремонтировали класс, отдали списанное оборудование из ликвидированной в вузе лаборатории по изучению плазмы. На этой базе и возник в 2006 году наш кружок. К нам приходили школьники всех возрастов. Каждый делал за год по 15 лабораторных работ, а студент МАИ – в три раза меньше.

В 2011 году трое наших воспитанников выступили на всероссийском конкурсе школьных научных работ «Юниор» и получили диплом 2 степени. Награда обеспечила им льготы при поступлении в вуз. Это стало началом нового подхода в работе кружка, а его воспитанники, школьники и студенты, начали уверенно побеждать в конкурсах и конференциях на разных уровнях: два гранта конкурса УМНИК по 500 тыс. рублей, 4 стипендии президента РФ, 5 стипендий правительства РФ, 12 стипендий губернатора Московской области, стипендия Ю.Д. Маслюкова, постоянные научные стипендии ведущих вузов. Мы 4 раза летали в США на конкурсы Intel, Google, участвовали в конкурсах SIEMENS. Как не гордиться такими победами, но они для нас вторичны, а главной остаётся работа.

Нет, не победы важны

Я заметил: приходит к нам ребёнок, пару раз победит со своей работой на конкурсе и всё – глазки уже не горят, неинтересно ему это.

Другое дело, когда школьник входит в научную среду, начинает общаться с теми, кто реально решает интересные задачи и, возможно, станет его попутчиком по жизни...

Старшеклассник, как правило, приходит в кружок, чтобы подготовиться к ЕГЭ. Скоро он понимает, что можно набрать дополнительные баллы за индивидуальные достижения. От побед – к материальному стимулу. Таким путём мы и идём.

Детям важно дать заработать: чем раньше, тем лучше, ту же стипендию губернатора. А студентам тем более. И с этим у нас уже отлаженная система.

Каждого мы готовим к выступлению перед научной публикой. Доклады на хорошем техническом языке со строгим соблюдением регламента: актуальность, новизна, практическая ценность работы. Рассылаем статьи по предприятиям, с которыми работаем. Фактически мы подаём заявку на участие в конкурсе, а работу нашего докладчика все уже знают.

В итоге все до единого студенты, вышедшие из нашего кружка, получают повышенную научную стипендию. Например, в МГСУ такая ежемесячная стипендия от 7 до 17 тысяч рублей в дополнение к обычной.

Начинают наши воспитанники со скромных заработков, а потом подают заявки, допустим, на конкурс «СТАРТ-1» с грантом 2 млн рублей. В кружке уже есть такая заявка, ждём решения жюри.

2019 год был особенным

Прошлый год был самым продуктивным. Подготовительные курсы и кружок – это был единый коллектив, все 7 человек. Тогда родились 13 базовых тем, и они получили своё развитие. Все 7 кружковцев несколько раз одерживали победы, причём под сухую.

Только за апрель мы успешно поучаствовали в 12 мероприятиях. Конечно, перегрузки. Моя жена, Ольга Ивановна, наш негласный психолог-консультант. Если нужна помощь, родители названивают ей.

В МИФИ удивляются: «Откуда берёте темы?» А у нас с этим нет проблем. Даже когда в кружок ходят 30 человек, я каждому могу подобрать задачу, заинтересовать ею. А дальше уже проработанные темы живут и легко развиваются...

У меня авторских свидетельств штук 30. Сегодня у наших детей 2 патента на изобретения и на рассмотрении ещё 3 заявки. Я патентовед, помогаю их оформить, причём без соавторства, чтобы уменьшить расходы. В патентное ведомство руководитель обязан привести ученика за руку, иначе никаких денег не хватит на пошлины. Две наши ученицы уже в этом убедились.

Год назад в статье о нашем кружке Альбина Драцкая обещала показать совершенно новый строительный кирпич. Первые его образцы уже представлены на выставке в Троицке. Думаю, как запатентовать изобретение шестиклассницы, у которой даже паспорта пока нет, и уверен, что получится.

Физики, они ведь лирики?

В поездках мы с детьми всегда посещаем театры и музеи, и всюду у нас свои любимые экскурсоводы. Нас даже в специальные фонды приглашают, например, в подвал Исаакиевского собора. Даже в рабочем кабинете Д.И. Менделеева разрешили зайти за ограждение. Наш студент – профессиональный экскурсовод в музее-усадьбе «Поленово». Естественно, мы побывали и в усадьбе, и на выставке картин художника в ЦДК.

Я увлекаюсь литературой. Читаю полные собрания сочинений любимых авторов, включая переписку. Изучил все 24 тома Бальзака, полностью Тургенева, Островского... У меня есть несколько литературных статей, дважды я выступал на всероссийских съездах учителей русской словесности, но мне интереснее слушать учеников. Предложил организовать секцию для школьников и студентов, хотя члены нашего коллектива и на взрослых мероприятиях хорошо выступают. Думаю, что в ноябре наш кружок уже полностью легально выступит в МГУ им. М.В. Ломоносова с литературными докладами.

Наталия Подольская