Яндекс.Погода

воскресенье, 26 сентября

дождь+9 °C

Борис Филин: «Риск оставался, но такой, который можно было допустить, и Сергей Павлович допустил»

12 апр. 2021 г., 16:16

Просмотры: 17


В рамках реализации партийного проекта «Объединённые космосом» члены партии «Единая Россия» во главе с руководителем фракции партии «Единая Россия» в городском Совете депутатов Ольгой Волковой поздравили ветерана космической деятельности с праздником космонавтики.

Партийцы встретили Бориса Филина в местной приемной отделения партии «Единая Россия», вручили ему памятные подарки от партии и послушали историю инженера, благодаря которому пуск гагаринской ракеты «Восток-1» состоялся в намеченный день и час.

Инженер Борис Филин рассказал единороссам, как за год до полета Юрия Гагарина буквально прорвался на работу в королевское ОКБ-1. Борис Филин закончил Московский авиационный институт, распределился на завод, который занимался высотным оборудованием для самолетов. А однокашники попали к ОКБ-1 Сергей Павловича Королева и рассказывали ему, что разрабатывают и запускают спутники. И его стала мучать мысль: «такое дело - и без меня!». И когда Борис Филин сказал на заводе, что уходит, его пообещали отпустить только с волчьим билетом, и он пошел к прокурору, которой помог Борису Филину уйти с завода. После этого ему все-таки удалось попасть к Сергею Павловичу Королеву в отдел, который разрабатывал систему управления бортовым комплексом, где как раз проектировали пилотируемый аппарат и проводили испытания на боевой машине.

«Я поступил на работу 1 июля. Представьте темпы: в июле мы еще разрабатывали электрические схемы. Нужно было после этого конструкторам сконструировать приборы, поставить их на аппарат. А уже в декабре мы приступили к испытаниям уже собранной машины. Сначала пустили два беспилотных корабля. Третий был предназначен для полета человека. На комплексно-испытательном стенде (КИС) работали круглосуточно. Ночевал я тут же - ложился на стол, подкладывал под голову схемы, дремал. Если была необходимость - меня будили. Королев обычно часов в 11 вечера, иногда даже в 12 заходил в КИС. А перед этим в сборочном цеху проверял, как идет сборка следующих аппаратов. Все операции, предусмотренные программой полета, мы проигрывали на реальном, боевом корабле. Технологический оператор сидел на месте пилота и выполнял команды. Имитировали весь полет. В середине февраля 1961 года первый аппарат отправился на полигон (тогда это был полигон министерства обороны, никто его Байконуром не называл). И, бригада, которая должна была довести до конца этот аппарат, вылетела тоже. И я в составе первой партии улетел, как раз накануне дня рождения, 15 февраля. Через три недели - 9 марта – мы запустили первый аппарат. Второй - 25-го марта. В нем мог бы уже летать человек. Это были полностью оснащенные пилотируемые корабли. Но вместо пилота был манекен, которого мы прозвали Иван Иванович. А с ним летали собачки. 9 марта – Чернушка, 25 марта – Звездочка. Потом приступили к подготовке третьего аппарата, который должен был лететь с человеком. Вывезли на старт. 11 апреля

проводились генеральные испытания, ракета и корабль приводятся в исходное положение. За пультами работали военные, а мы, гражданские, были контролерами. Мы сидели рядом. Военных позвали срочно построиться на нулевой отметке. Приехали космонавты - Гагарин и Титов, на площадке собирались провести митинг. Военные попросили меня закончить работу. Я все сделал. Но прежде, чем отключить пульт, я подумал о том, что в корабле работал технологический оператор. И он мог наступить на кабель или еще куда-то. Монтаж кабелей был очень плотный. С моей точки зрения, нужно было проверить отсутствие корпуса на шинах питания. В инструкции такая операция не была предусмотрена. Я взял ответственность на себя, проверил и оказалось, что один полюс шины связан с корпусом. Пошел на митинг, нашел начальника своего отдела Юрия Степановича Карпова: «Юра, у нас корпус». Он на меня дико посмотрел: «А ты зачем проверял?» Я говорю: «Решил, что так надо». На следующий день, 12 апреля, когда начали бы включать системы, это дело обнаружили бы и отменили пуск. В спускаемом аппарате очень плотно уложены кабели, сверху еще кресло катапультное стоит. Найти место, где пробивает, все разворошить в ракете, готовой к старту, невозможно. Пришлось бы возвращать ракету обратно в монтажно-испытательный корпус, снимать аппарат, разбирать его. Пуск был бы сорван. Информация дошла до Сергея Павловича Королева. Он потребовал от нас предложений. Мы поразмыслили и к ночи 12 апреля придумали: решили наземное питание аппарата отключить от мотора-генератора и подключить к отдельным аккумуляторам. Военные аккумуляторы привезли. Мы их подключили к наземному питанию корабля. Риск оставался. Но такой, который можно было допустить. И Сергей Павлович допустил. Старт прошло нормально. Запустили, корабль ушел. Мы - пусковая команда - стали ждать известий. Собрались все на жилой площадке между бараком и гостиницей. Включили радио. Левитан громким голосом сообщил о том, что все благополучно, Гагарин приземлился. И только тогда мы осознали, какое большое дело сделали. До полета Гагарина мы с ним знакомы не были. Молодых летчиков приводили в цеха, показывали системы. Нас в это время просили отойти в сторонку. Секретность же была. Общение с чужими сводилось к минимуму. У меня поэтому и ни одной фотографии с полигона нет – запрещалось брать туда с собой фотоаппараты. А потом мы вместе летали и на Байконур, и в Центр управления полетом, который тогда был в Евпатории», - рассказал Борис Филин.

Партийцы поблагодарили инженера за такой подробный рассказ и пожелали ему здоровья и долгих лет жизни.

«В свои 88 лет, Борис Николаевич выглядит очень хорошо. С таким энтузиазмом и интересом рассказывает про свою деятельность, ведь во многом благодаря ему мы сегодня отмечаем такую важную дату 60-летие со дня первого полета человека в космос. Вот что значит инженерная закалка и регулярная тренировка мозгов непростыми космическими задачами» - поделилась впечатлениями от рассказала Ольга Волкова.

Целью партийного проекта «Объединённые космосом» является формирование интереса жителей страны к событиям современности,

связанным с космической тематикой, достижениями в области российской и международной космонавтики, способствование профессиональной ориентации и подготовке учащихся к обучению в учебных заведениях аэрокосмической области. Посредством реализации проекта формируются предметные знания, умения и навыки в космической области, осуществляется пропаганда космических достижений, проходит профориентационная работа с учащимися.

Мария Гурьева

Обсудить тему

Введите символы с картинки*