Яндекс.Погода

вторник, 19 октября

пасмурно+3 °C

Будущее создаётся сегодня

14 апр. 2021 г., 17:05

Просмотры: 60


Студенты Технологического университета им. А.А. Леонова в Королёве ведут разработки в области искусственного интеллекта и внедряют их в жизнь. Возможность расширить применение своих знаний у будущих программистов появилась чуть больше года назад, когда в вузе была открыта лаборатория интеллектуальных систем управления. Она стала логическим продолжением развития IT-направлений подготовки и исследований в сфере искусственного интеллекта в вузе, который активно использует передовые информационные технологии в образовательном процессе и готовит квалифицированные кадры для набирающей обороты IT-отрасли нашей страны.

О задачах, стоящих перед лабораторией интеллектуальных систем управления Технологического университета, и о том, как в вузе будущее становится настоящим, рассказал заведующий лабораторией Олег Мосалов.

– Лаборатория была открыта в январе 2020 года. С какой целью она создавалась в университете?

–  Последнее время мы всё чаще слышим о развитии искусственного интеллекта. Сегодня эта компетенция является одной из наиболее актуальных. Поэтому Технологический университет, как один из ведущих IT-вузов страны, просто не мог не добавить её в список своих направлений работы и открыл лабораторию интеллектуальных систем управления, чтобы студенты, которые интересуются сферой IT, во время учёбы были максимально погружены в будущую профессию.

Университет развивает это направление, предугадывая запросы своих партнёров – промышленных предприятий и организаций, которые заинтересованы в проведении исследований в области искусственного интеллекта, но пока не имеют для этого необходимых компетенций и ресурсов. Теперь они могут ставить задачи непосредственно Технологическому университету, а мы со студентами будем их решать в рамках нашей лаборатории. Для студентов, конечно, это уникальная возможность получить конкретные навыки работы в области искусственного интеллекта. Так что лаборатория стала для них новой точкой роста.

– Как происходит работа со студентами в рамках лаборатории?

– В начале учебного года у многих студенческих групп есть такая дисциплина «Основы проектной деятельность». В рамках неё, например, в этом году я сделал презентацию лаборатории, рассказал о проектах, над которыми мы в ней работаем, и получил отклик от заинтересованных студентов. В итоге некоторые из ребят обратились ко мне, рассказали, чем конкретно хотели бы заниматься в лаборатории, и я подобрал для них соответствующие задачи. Они могут быть связаны с программированием, проектированием пользовательских интерфейсов, системным анализом, тестированием – чем угодно. К каждому студенту я стараюсь найти индивидуальный подход и ставить перед молодыми людьми задачи, которые для них решаемы, но при этом представляют сложность, то есть чтобы студенты в рамках таких задач развивали свои компетенции. Проектов в лаборатории много, работа найдётся для всех. Например, сейчас студенты в команде трудятся над двумя крупными проектами, результаты которых не только станут их дипломными работами, но и будут применены на практике.

– Что это за проекты?

– От реальных заказчиков. Один из них – АО «Композит». На основе переданных предприятием разрозненных данных мы со студентами строим модель знаний об отрасли и затем работаем с этой моделью с помощью алгоритмов Data Mining, то есть интеллектуального извлечения знаний. Иными словами, мы пытаемся анализировать имеющиеся данные, искать тренды и недостающую информацию об индустрии, чтобы помогать руководству АО «Композит» в принятии стратегических решений: например, понять, каких мощностей у предприятия сейчас не хватает, но они могут понадобиться в перспективе, какие, возможно, части рынка стоит исследовать, где есть потенциал роста, но в данный момент предприятие этим не занимается. Это довольно сложная задача.

Вторая задача была предложена ректором нашего университета Алексеем Юрьевичем Щикановым и заключается в создании информационной системы, которая могла бы благодаря применению методов машинного обучения анализировать текст научных публикаций, определять их актуальность на настоящий момент и выдавать рекомендации по её повышению. Студенты с большим интересом взялись за эту задачу, некоторые взяли её темой своих бакалаврских дипломов. И уже пару недель назад мы начали закрытое тестирование нашей новой системы. Будем смотреть, в чём можно её улучшить.

– Когда планируется запустить систему для массового использования?

– Думаю, что к следующему учебному году мы уже запустим систему в работу. Нам ещё необходимо интегрировать её в электронную информационно-образовательную платформу университета. Мы планируем, что на образовательном портале вуза в разделе, где сейчас пользователи могут загружать свои публикации, появится дополнительный функционал по анализу этого текста. Полагаю, как раз к осени мы это сможем сделать.

– Какие ресурсы лаборатория использует в своей работе?

– У Технологического университета серьёзная база для проведения исследований в области IT и искусственного интеллекта. Здесь большое количество студентов, которые обучаются по широкому спектру IT-специальностей, и они заинтересованы в применении своих знаний на практике. В вузе отличное материально-техническое оснащение, работают IT-мастерские, оборудованные по последнему слову техники, где студенты могут осваивать VR-технологии, веб-дизайн, разработку мобильных приложений и др.

Кроме того, в работе нашей лаборатории мы привлекаем ресурсы и партнёров университета. Например, вуз в декабре прошлого года заключил соглашение со Сбером о доступе к их суперкомпьютеру «Кристофари», самому мощному в России. Он предназначен для проведения научно-исследовательских расчётов, в первую очередь с использованием нейронных сетей. И теперь мы имеем возможность пользоваться этими мощностями и обучать на них наших студентов.

Накопленные в университете знания и ресурсы позволили ему пройти сертификацию как IT-академии в области искусственного интеллекта в компании Huawei. Это значит, что вуз вправе организовывать собственные курсы или дисциплины, на которых будет готовить студентов к сертификации в Huawei. Студенты, пройдя обучение и сдав соответствующие экзамены в университете, будут иметь возможность пройти внешнее тестирование в Huawei и получить сертификаты компании, которые, безусловно, имеют высокую ценность в портфолио выпускников вуза.

– Какие вы видите перспективы развития лаборатории в университете?

– Думаю, в ближайшее время у лаборатории появятся много новых заказчиков. К сожалению, первый год работы нашей структуры совпал с тяжёлым для всего мира годом пандемии, поэтому ещё не все компании, которым может быть интересно сотрудничество с нами в плане искусственного интеллекта, знают о существовании в Технологическом университете такой лаборатории. Хотя даже несмотря на это мне уже поступают звонки от различных организаций с просьбами о консультациях по вопросу использования искусственных нейронных сетей и других методов машинного обучения для решения практических задач.  

Новые задачи потребуют вовлечения большего количества студентов. Я вижу, что интерес у студентов к области искусственного интеллекта высок, и уверен, что уже в следующем учебном году таких заинтересованных ребят будет ещё больше, притом не только среди старшекурсников, но и среди студентов младших курсов. Я также жду, что в лабораторию будут приходить не только ребята, готовые набираться опыта и выполнять предложенные заказчиками задачи, но и те, у кого есть собственные идеи и проекты, а лаборатория станет для таких студентов площадкой для их реализации. И они в стенах Технологического университета будут создавать технологии будущего.

  • Технологический университет в 2020 году вошёл в топ-20 IT-вузов России, по данным рейтингового агентства RAEX, и занял 17 место.

 

Илья Иванов, студент 4-го курса направления подготовки «Прикладная информатика» Технологического университета:

– В лаборатории интеллектуальных систем управления я занимаюсь разработкой рекомендательной системы для определения актуальности научных публикаций. Поскольку мне интересна тема применения методов машинного обучения и обработки текстов с их помощью, то я стараюсь пройти через все этапы создания нашей системы: от проектирования до тестирования и администрирования. Тем более что эта разработка является темой моего дипломного проекта.

Вообще я уже три года работаю в области искусственного интеллекта – сначала в нашем вузе, а сейчас в Сбере. И, конечно, планирую развиваться в ней и дальше, поскольку считаю эту область знаний самой перспективной на сегодняшний день.

 

Анастасия Ефимова, студентка 3-го курса направления подготовки «Управление в технических системах» Технологического университета:

– Лаборатория интеллектуальных систем управления – это отличная возможность для студентов углубить свои знания и получить практический опыт в работе с нейросетями. Здесь мы можем вплотную заниматься теми сферами IT, которые нас интересуют большего всего.

Я, например, в лаборатории научилась работать с базой данных, узнала про метрики программного кода, изучаю нейросети. А главное, я усилила свои навыки программирования, в ходе практической работы разобралась в том, что раньше давалось с трудом.

 

Беседовала Анна Клочнева

Обсудить тему

Введите символы с картинки*