Королёв. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 13 декабря

пасмурно-3 °C

Онлайн трансляция

Инженер-историк паровых машин

23 июня 2017 г., 10:56

Просмотры: 233


Совершенно уникальную для современной технической литературы тематику паровых машин на понятном взрослым и детям языке возрождает сегодня Иван Трохин – инженер по образованию и историк энергетической техники в душе.

Весь XIX век и первое десятилетие XX столетия на тепловых электрических станциях в России и в мире господствовал паровой поршневой двигатель, который традиционно называют паровой машиной. Правда, в подавляющем большинстве случаев, коэффициент полезного действия (КПД) этой техники колебался в пределах от нескольких единиц до чуть более десяти процентов. Потом паровые машины стали вытесняться паровыми турбинами и поршневыми двигателями внутреннего сгорания (нефтянками, бензиновыми моторами и дизелями).

Много ли найдётся даже профессиональных историков техники или специалистов энергетической отрасли, кто знает об удивительных паровиках, продолжавших и продолжающих силами пара и поршней отстаивать своё положение на арене тепловых двигателей в стационарной энергетике и на транспорте?

Паровики в XXI веке

Наверняка не ошибусь, если скажу, что Иван Трохин является единственным в нашей стране специалистом, который занимается изучением истории и современности так называемых скоростных (высокооборотных или, как говорили раньше, быстроходных) паровых машин (паромоторов) и других малоизвестных, уникальных, либо необычных паровиков. Среди последних, к примеру, можно упомянуть локомобиль (чудную комбинацию из котла и размещённой на нём паровой машины) и паровую «ящерицу» (паровой поршневой насос).

Иван пишет увлекательные рассказы, повествуя о незаслуженно забытых и редких путях развития техники скоростных паровых машин. Пути эти берут своё начало в конце XIX века и продолжаются на просторах XXI столетия. Скоростные паровые машины, в отличие от классических тихоходных предков, развивавших частоту вращения своих валов до 300 оборотов в минуту, способны раскручиваться вплоть до величины в десять раз большей, и даже сильнее. Это делает их весьма компактными. Пресловутый КПД у паромоторов оказывается выше, чем у паровых турбин, какие применяются сегодня на теплоэлектроцентралях электрической мощностью в несколько сотен киловатт или единиц мегаватт. Последние называют мини-ТЭЦ. Они являются инновационными объектами малой энергетики России и могут работать на возобновляемом и экологически чистом топливе: дровах, прессованных древесных отходах (пеллетах), торфе, водорослях.

«Рифмы и проза об энергии паровоза»

Известный у нас в стране и за рубежом учёный в области возобновляемой и нетрадиционной энергетики, Заслуженный деятель науки РФ, академик РАН, доктор технических наук Дмитрий Стребков как-то подметил, что у этого молодого инженера (я имею в виду Ивана) есть журналистская жилка. Его авторский подход под лозунгом «Науку – всем!» был широко распространён в отечественной научно-популярной литературе советского периода. Очень важно, что Иван не ставит себя выше потенциального читателя, а пытается его понять. Это и позволяет создавать литературные статьи с технической спецификой.

Иван пускает в ход и стихи, акцентируя с их помощью внимание читателя на каких-то любопытных или малоизвестных фактах. А бывает, что целый рассказ получается в стихотворно-прозаической форме. Скажем, небольшой летописный очерк «Рифмы и проза об энергии паровоза» был написан как раз в такой манере. Произведение опубликовано в 2014 году на страницах одного из старейших отечественных технических журналов «Инженер».

За почти 15 лет научно-популярного труда на благо развития энергетики Родины Иван Трохин опубликовал около 200 работ по тематике паровых машин. Его произведения можно увидеть в большинстве энергетических газет и журналов страны, а также – отраслевых сайтах российского сегмента интернета. Кроме этого, статьи Ивана встречаются в таких известных научно-популярных журналах для детей и юношества, как «Юный техник» и «Техника – молодёжи».

Признание учёных

Несколько работ Ивана Трохина соответствуют высоким требованиям и опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах России, включённых Высшей аттестационной комиссией министерства образования и науки РФ в перечень изданий, где должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора либо кандидата наук. Статьи Ивана по современным паровым машинам и локомобилям для мини-ТЭЦ опубликованы даже в научно-популярном журнале «Энергия: экономика, техника, экология», издаваемом под руководством президиума РАН.

Одна работа Ивана была включена в государственную информационную систему «Энергоэффективность» и представлена на интернет-портале, созданном по заказу министерства энергетики РФ. Эта работа является источником знаний по перспективному для энергетики страны направлению повышения надёжности котельных с помощью паромоторов. Из неё несколько лет назад о данном направлении узнал ряд специалистов энергетической отрасли России на курсах повышения квалификации, проходивших в Московском энергетическом институте.

Семь лет понадобилось Ивану, чтобы подготовить уникальную в своём роде монографию «Паропоршневые мини-ТЭЦ и технологии XXI века». Рецензию, причём положительную, на рукопись данной книги писал упомянутый выше видный российский учёный Дмитрий Стребков. Хотелось бы надеяться, что этот востребованный в энергетике России труд выйдет в свет. Правда, грамотно издать сегодня техническую книгу – это задача, которая одинаково или даже более сложная, чем написание самой книги.

Владимир Дубинин, кандидат технических наук, ветеран труда, фото С. Вязенкина