Королёв. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 17 августа

ясно+14 °C

Онлайн трансляция

Из штурмана – в учителя

22 февр. 2017 г., 9:05

Просмотры: 279


Мы встретились в школьной мастерской гимназии № 5 в Юбилейном, после уроков. Владимир Корнилов тут же обращает моё внимание на работы учеников: вот модель паровоза, вот крейсер, вот склад автоматов, вот самолёты. Владимир Михайлович без запинки называет их модели: «Ил, это Як, а это – Ту», про каждый находится, что сказать: небольшая история, связанная с созданием самолёта, или комментарий о конструкции. «И детям стараюсь рассказать что- то занимательное о тех самолётах, которые они собираются делать, если есть история, работать интереснее!» – считает учитель. Периодически среди комментариев слышу: «На этом я летал, и на таком летал». Вы помните, на каких самолётах вам доводилось летать? Я помню: один большой, двухэтажный, другой маленький, всего два ряда сидений. А Владимир Михайлович называет модель, особенности управления самолётом, характеристики полёта. Удивляюсь: «Вы не как простой пассажир рассказываете!» Смеётся: «А я и не простой пассажир, около 15 лет служил военным штурманом».

Школа юного космонавта

Владимир Корнилов родом из Челябинска. «Там у нас есть высшее военное училище штурманов – ЧВВАКУШ. В 8 классе ко мне приходит друг и рассказывает, что в училище работает школа юных космонавтов, а в наше время это было очень популярно». Конечно, ребята решили пройти курс подготовки в отряд космонавтов. Два года по воскресеньям друзья отправлялись на занятия. Учились основам самолётовождения, навигации, проходили спортивную подготовку, в том числе тренировались погружаться с аквалангом, прыгать с парашютом. «Тогда и состоялся мой первый полёт на самолёте, но в тот момент я так сосредоточился на предстоящем прыжке, что о самолёте не думал вообще! Другое дело – первый полёт курсантом!» А до него ещё два года. Когда Володя учился в 10 классе, отец сильно заболел, денег стало не хватать. Юноша перевёлся в вечернюю школу, параллельно окончил шофёрские курсы и пошёл работать водителем. «Одно из самых приятных воспоминаний того времени – выпускной вечер. После торжественной части все ребята из моего класса, из которого я ушёл в вечёрку, пришли ко мне под балкон и стали звать меня гулять, было так приятно, что они меня не забыли! А на мне штаны – все в заплатках, неудобно так идти. Мама говорит: «Кто там вечером в темноте разглядит, иди, гуляй!» Тогда мы прогуляли, как и полагается на выпускной, до самого рассвета».

В училище штурманов

После окончания вечерней школы Владимир Корнилов решил поступать в училище штурманов. Впереди – вступительные экзамены: математика, физика и русский язык. «Я был уверен, что сдам всё легко, готовился, но, оказалось, что выступил не очень хорошо. Баллов для поступления не хватало. Но в тот год был недобор курсантов, многие не прошли по здоровью, и меня приняли. Так началась моя учёба: первые два года – общеобразовательные предметы, а потом военное дело: самолётовождение, бомбометание, тактика, теория боя и другие спец- предметы». Первые полёты начались на втором курсе. «Впечатлений было море! Дух захватывало! У нас задание – определить местоположение самолёта, а я – парнишка 18-ти лет, смотрю в блистер на землю, и кажется, что крылья за спиной, что сам лечу!» … Учёбу Владимир Михайлович закончил в 1973 году. И остался в училище: руководство учебного заведения заметило у выпускника Корнилова хорошие педагогические навыки и пригласило на работу инструктором. Так прошло три года.

Военные полёты

Затем Владимира Корнилова перевели на аэродром в Кубинку, там он летал на Ил-14, Ил- 15, а из Кубинки перевели на Чкаловский, там Корнилов совершал полёты на Ан-24, Ан-26. Потом переучился на Ту-134. О нём вспоминает с большой теплотой, рассказывает об отличительных конструктивных особенностях, называет «ласточкой». А в воспоминаниях о службе немногословен: коротко рассказывает о том, как приходилось летать в разные страны, как военные самолёты выдавали за гражданские, рассказывает про особенности работы штурмана, его роль во время полёта. Спрашиваю, не было ли страшно летать. Владимир Михайлович отвечает категорично: «Нет, никогда. Да, бывали нештатные ситуации, но у нас был очень квалифицированный экипаж, все большие специалисты, страха не было никогда. В 90-е многие ушли в гражданскую авиацию, долго ещё работали».

Новая профессия

Владимир Корнилов в гражданскую авиацию не пошёл, из Вооружённых сил был списан в 90-е по состоянию здоровья. Вспоминает этот период в жизни как один из самых трудных: закончилась привычная жизнь, надо искать что-то другое. Пробовал самое разное, в основном подработки, шоферил, как в юности, но ни к чему душа не лежала. Помог, как часто бывает, случай. Соседка по лестничной клетке – завуч Чкаловского интерната –обратила внимание, что Владимир Михайлович хорошо столярничает, и пригласила на должность учителя труда. И он пошёл. «Сложные были ребята, детдомовские. 24 человека, курящие, непослушные. Я был у них и за учителя, и за воспитателя, и за няньку, и ночевать с ними приходилось. Летом – в лагерях. Помню, как приучал их к рыбалке. Купил лески, наделали с ними удочек. Утро. Начинаю будить – ребята ни в какую! Еле собрались. Пришли, червя надеть не умеют. На другой день легче встали, уже сами с наживкой разобрались. И как пошли карасиков вытаскивать! И так они утренней рыбалкой прониклись, что уже через неделю они сами приходили меня будить! Много с ними работы было. Но интересно. Потом в интернате сменился директор, моих ребят перевели. И я оттуда перешёл в школу». Об учениках Владимир Корнилов рассказывает охотно, радуется успехам, доволен их энтузиазмом: «Мальчишки такие фантазёры, сами постоянно что-то придумывают, улучшают. А уж пятиклашки! Вот кто рвётся в бой: быстрее всех в кабинет, халатики надевают, и такие деловые, достают свои заготовки, скорее за инструмент. Начинаем с простых маленьких самолётиков, планеров, табуреток маленьких наколотили – тьма!» В завершение спрашиваю, что было страшнее: первый полёт или первый урок. Смеётся и отвечает: «Первого полёта совсем не боялся, во-первых, молодой был, знания уже какие-никакие в голове были, однокашники рядом, инструкторы. А вот первый урок… Это сейчас уже подучился, получил квалификацию, литературу соответствующую изучил. Тут как в авиации: подготовился к уроку, и ничего не страшно, полетели!»

Екатерина Корнилова, фото автора