Яндекс.Погода

пятница, 30 октября

пасмурно+4 °C

Напиши мне письмо!

27 янв. 2018 г., 10:00

Просмотры: 388


А. Лавряшин

Ежегодно 23 января в мире отмечается День ручного письма. Этот праздник учреждён, чтобы напомнить людям об уникальности почерка каждого человека. А в азиатских странах считают, что каллиграфия оказывает целебное воздействие.

В детстве мы подписывали к Новому году как минимум десяток открыток. Сейчас я обнаружила в почтовом ящике только одну – от школьной подруги, которая упорно поддерживает традицию. Может, потому что у неё всегда был красивый почерк? Или наоборот: почерк стал изящным от того, что она любила писать обычной ручкой на бумаге?

Чтобы разобраться, какова же взаимосвязь ручного письма и развития человека, мы обратились к учителю начальных классов королёвской школы № 13 Татьяне Дубоделовой.

– Татьяна Николаевна, в США уже более 80% школ отказались от «прописей». Там первоклашек учат набирать на компьютере, а не выводить буквы на бумаге. А как обстоят дела в российских школах? В частности – в королёвских?

– К счастью, у нас всё намного благополучнее. Мы не только не отказались от прописей в первых классах, но сейчас родителям даже не приходится покупать их: государство обеспечило школьные библиотеки, и детям выдают их вместе с учебниками. И это очень правильно! Прописи приучают первоклассников концентрировать внимание, прививают внутреннюю дисциплину, учат аккуратности.

Благодаря тому, что ребёнок пишет рукой, развиваются мелкая моторика и теменной участок головного мозга. А он отвечает за связь зрения и двигательной активности. Именно этот участок мозга влияет на способность управлять автомобилем или заниматься экстремальными видами спорта. А развить его можно только в раннем возрасте, в детстве, потом он теряет эластичность. Так что упускать этот шанс, данный природой, нельзя.

Мы учим детей писать не только в прописях, но и используем кальку, чтобы они обводили буквы, рисунки. Это не только полезно, но и вырабатывает навык письма.

– Значит, не правы те родители, которые с пелёнок учат своих малышей печатать буквы, а не выписывать их?

– Некоторым это кажется прогрессивным, ведь мир уже практически полностью компьютеризирован. Но на деле этот навык, без которого, конечно, не обойтись в наше время, принесёт куда меньше пользы организму человека, чем процесс письма от руки, в который включается гораздо больше отделов мозга. Это помогает, в том числе, сохранить активность и ясность ума по мере старения.

– Судя по всему, это мало кому известно…

– Увы, не все родители знают о такой взаимосвязи, поэтому в День ручного письма я провела со своими учениками беседу о том, как полезно писать рукой. В том числе, и чтобы лучше учиться, ведь когда информация записывается рукой, в мозгу стимулируется так называемая ретикулярная активизирующая система. Именно она является своеобразным фильтром для всего потока информации, который обрабатывается мозгом. То, что было записано рукой, он автоматически выдвигает на первый план. Эта информация воспринимается мозгом, как самая важная.

Кроме того, записанные от руки буквы и цифры запоминаются лучше ещё и потому, что в мозгу возникают когнитивные карты памяти. Это значит, что вспоминая некую информацию, ребёнок или взрослый человек непроизвольно представляет вид исписанных страниц. Он может вспомнить, в какой части листа находилась определённая информация. А электронные страницы абсолютно одинаковы, и потому такого эффекта не происходит.

– Может быть, учителя начальных классов просто против инновационных технологий?

– Почему же? У нас в классах уже несколько лет висят интерактивные доски, и мы охотно ими пользуемся. Но и при их наличии можно сохранить навык ручного письма: я стараюсь писать на интерактивной доске стилусом, чтобы дети привыкали воспринимать живой человеческий почерк.

А вообще сейчас школы хорошо оснащены современной техникой, и ребята с первого класса учатся делать компьютерные презентации, буктрейлеры и прочее. Но компьютер – при всех его несомненных достоинствах, ещё и большое отвлечение. Социальные сети, новости – это всё отнимает огромное количество времени. У детей не всегда хватает силы воли, чтобы сконцентрироваться. А вот, когда вы пишете на бумаге, этого не происходит. И можно быстрее справиться с заданием!

Компьютеры, гаджеты зачастую чрезмерно облегчают жизнь школьников, Если есть встроенная проверка орфографии, то дети просто перестают запоминать правила грамматики, пунктуации и стилистики. Отсюда и повальная безграмотность в Интернете… Только чтение грамотно отредактированных книг способно спасти положение. И письмо от руки, когда человек задумывается над тем, правильно ли он написал слово и поставил запятую.

– Раньше всех учили писать только правой рукой, из-за чего страдали левши. Сейчас этого не происходит?

– Напротив, можно полнее раскрыть потенциал ребёнка, если время от времени пробовать писать и рисовать нерабочей рукой. Такое упражнение помогает увеличить концентрацию внимания. При этом активируются новые участки мозга, и развитие ребёнка становится более полноценным. Ради этого мы и работаем!

Ольга Артёмова