Королёв. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 10 декабря

пасмурно0 °C

Онлайн трансляция

«Не вижу»: как мы провели эксперимент

13 нояб. 2017 г., 8:48

Просмотры: 395


Е. Лавряшин

…Закройте глаза – прямо сейчас, и услышьте, что происходит вокруг: может быть, сосед с верхнего этажа моет посуду, а у соседей справа работает стиральная машина. Возможно, вы услышите, как закипает чайник у вас на кухне, шум за окном, биение сердца… Учёные говорят, что аудиально мы получаем около 15% информации об окружающем мире и 80% – зрительно.

Попробуйте закрыть глаза

Накануне международного дня слепых и слабовидящих людей – 13 ноября – журналисты «Спутника» совместно со студентами Технологического университета провели эксперимент «Не вижу», чтобы понять, как меняется бытовая реальность при внезапном ограничении зрения.


Участникам опыта предстояло с закрытыми глазами пройти маршрут от дверей университета до станции Подлипки-Дачные, купить воды и узнать расписание электричек.


Ребята признаются, что обычно такая прогулка в бодром темпе занимает порядка 15-17 минут.

Эксперимент начался, студенты – Сира Епремян и Володя Медведев – завязывают глаза. Конечно, ребята не пойдут в одиночестве, в качестве группы поддержки – Аня Кузина и начальник управления по воспитательной работе Ольга Подлесных, они помогут перейти дорогу, не споткнуться о бордюрный камень, не врезаться в припаркованные автомобили и преодолеть лестницы.

Первые 10 минут

Мы покинули здание ВУЗа. Ребята ориентируются по памяти, главное для них сейчас – дойти до забора. Шаги неуверенные; Володя вспоминает, что впереди возвышенный над дорогой тротуар, идёт медленно, боясь споткнуться.

Все вместе вспоминаем о городских ориентирах для слабовидящих: это светофоры со звуковыми сигналами, тактильная разметка, жёлтые круги на стеклянных дверях. Ребята отмечают, где в городе есть такая инфраструктура – на многих центральных улицах. Но мы пойдём не через центр, коротким путём, по маленьким улочкам.

Забор

Ребята становятся увереннее, ориентируясь по забору наощупь, твёрдо шагают прямо, иногда наталкиваясь на столбы освещения: «Да откуда ты тут взялся-то?» – Сира обнимает уже второй столб, «Под ноги, под ноги!» – подсказывает Ольга Владимировна, так и хочет добавить «смотри».

Помощникам, как оказалось, тоже сложно: подсказывая, надо обозначить препятствие, расстояние до него и путь обхода, традиционное предостережение: «Аккуратнее! Осторожно!» – пустой звук, который почти не информативен.

Переходим нерегулируемый пешеходный переход. Пока не рискуем, переводим ребят за руку.

Привычный маршрут

Мы идём привычным для ребят маршрутом, они постоянно уточняют: «Мы проходим детский сад?», «Идём по этой тропинке вдоль большого дома?», «Тут был проход?». Кажется, на ровной дороге они совсем расслабились, я слышу, что Сира начала обсуждать с Ольгой Владимировной какие-то учебные моменты, Володя играючи движется боком, нащупывая край тропинки: «Редко удаётся пройти тут не спеша, обычно пробегаешь гораздо быстрее, кажется, впереди проезжая часть?» Впереди уже слышны проезжающие машины.

Ребята опять «собрались». «Глазастые» участники нашего опыта перекрыли двуполостную дорогу, ребята переходят сами. Машины подъезжают, некоторые водители с интересом смотрят, другие сигналят.

Поскольку мы идём не центральными улицами, тут нет звуковых светофоров и тактильной разметки на асфальте, хотя, думаю, ребята с непривычки не обратили бы на неё внимание.

Зато есть тротуар, выложенный плиткой. Мне кажется, дорога хорошая, но Володя отмечает: «Чувствуются мельчайшие неровности в стыках, есть опасность зацепиться».

Где я?

«Давайте пройдём дворами», – предлагает Ольга Владимировна, и мы сворачиваем к домам.

«Не понимаю, где я, и откуда тут стена», – последние минут семь Сира выглядит растерянной, пинает ногами бордюр и слушает указания Ани. Володя пробует сориентироваться по звукам и интуитивно заворачивает вправо, на шум, но нам в другую сторону. «Откуда-то я чувствую, что передо мной препятствие, – делится впечатлениями юноша, – стена или большая машина». Наверное, действительно чувствует, но всё равно натыкается.


Стихийные парковки на пути и равнодушие окружающих - главные проблемы для незрячих людей.


Стихийные парковки во дворах – неприятное препятствие для наших экспериментаторов, так как машины стоят хаотично, то ребятам сложно пройти между ними, плюс газон, на котором находятся машины, весь в колдобинах, Сира и Володя то и дело цепляются за них.

Оговорюсь, мы идём  не по самому простому пути, возможно, что  незрячий человек не выбрал бы этот короткий путь, а пошёл по большим, более приспособленным улицам.

Предлагаем ребятам взяться за руки. «Когда ведут тебя – намного легче, хотя я понимаю, что Володя всё равно не видит, куда идёт, но всё же, когда веду я, сложнее», – отмечает Сира. Интуитивно ребята опять нащупывают какой-то забор, и идут, ориентируясь по нему.

Выходим к дороге, тут оживлённо и многолюдно.

Ребята моментально определяют своё местоположение и немного выдыхают: «Тут легче, ведь во дворах тихо и непонятно, что происходит, неясно, куда идти. Здесь всё знакомо: дорога, впереди площадь, остановка, переход», – перечисляет Сира по памяти и идёт увереннее, против течения людского потока, её аккуратно обходят.

«Машина свернула направо, слева ремонт какой-то делают, проехала большая машина, сзади меня проехал велосипед», – Володя ориентируется в происходящем.

Тут студенты движутся увереннее, мы предупреждаем только о канализационных люках впереди: они то «утоплены» в асфальт, образуя ямы, то, наоборот, опасно возвышаются. «Обычно их вообще не замечаю, автоматически обхожу», – видно, что наши экспериментаторы немного утомились, мы идём уже 40 минут – я постоянно пытаюсь представить себе, где я, и прощупать, куда наступить. Но всё равно, такое впечатление, что просто шагаю только вперёд и вперёд, а вы говорите, что сворачиваю в сторону», – отмечает Сира.

В магазине

Наконец дошли до сетевого магазина у станции, у него две двери: одна обычная, на петлях, другая открывается автоматически. Ребята входят, стукаясь о первую.

«Конечно, мне было бы проще найти киоск и попросить воду у продавца, чем искать между стеллажами», – размышляет Володя.  С помощью Ани и работника магазина он находит воду, определяет негазированную, узнаёт стоимость, признаётся, что без подсказок не справился бы.

Перед кассой начинает вспоминать о специальных маркировках для слабозрячих людей на купюрах, не вспомнил. Кассир профессионально вкладывает сдачу в руку, помогает собрать мелочь. Мы выходим через другую дверь, ребята опять растерялись.

На станции

Впереди очень неприятный и для зрячих людей переход – от остановки к станции – длинный, перегороженный автомобилями. Опять берём ребят за руки и идём вместе.

Наш путь подходит к концу, всё идёт более менее спокойно, прохожие смотрят на нашу компанию с интересом, кто-то с неодобрением.


Подходим к кассам. И тут неожиданное – неприветливый кассир на вежливый вопрос о ближайшей электричке отвечать отказывается.


Ребята, да и мы все обескуражены. Голосового табло на станции нет, звукового оповещения тоже, да и пассажиров в 11.00 утра почти не встретишь, ребята не знают, где они, Володя пробует заговорить с билетопечатающим автоматом. Как быть? По условиям эксперимента ребятам нельзя пользоваться телефоном. На помощь приходит отзывчивый охранник, приветливо подсказавший ближайшую электричку.

Всё, все пункты эксперимента выполнены.

Можно снять повязки

Ребята несколько секунд задумчиво молчат.

«Было интересно один раз так пройти, по знакомым местам даже не так трудно, но жить так. Постоянно зависеть от помощи окружающих, быть настолько несамостоятельным, нет…» – качает головой Володя.

Сира выглядит растерянной: «Никогда не думала о том, что вся моя жизнь, деятельность, проекты, – всё завязано на зрении. Я столько могу делать, только потому что вижу».

Обратный путь занял у нас чуть более 15 минут. Мы говорили о помощи и неравнодушии, о важности профилактики глазных болезней, о том, насколько меняется ощущение мира и себя в мире при ограничении зрения, о том, как важно ценить то, что имеешь. Неожиданно все участники эксперимента сделали для себя много выводов, но главный, конечно один – нужно беречь зрение и обязательно помогать тем, кто его лишён…

Редакция выражает благодарность администрации Технологического университета и лично Ольге Владимировне Подлесных за помощь в организации эксперимента.

Екатерина Корнилова,

фото Евгения Лавряшина

Похожие новости