Яндекс.Погода

понедельник, 26 октября

ясно+9 °C

Профессии будущего: какие они?

14 дек. 2017 г., 17:31

Просмотры: 316


Новые модели технологического образования школьников в Подмосковье обсудили в начале декабря на региональной научно-практической конференции, организованной Академией социального управления (АСОУ) совместно с гимназией № 11.

АСОУ

В конференции участвовали учителя технологии, педагоги дополнительного образования, заместители директоров образовательных организаций из 15 муниципальных образований Подмосковья и профессорско-преподавательский состав кафедры технологий и профессионального образования АСОУ. Обсуждали, как и чему учить детей в эпоху цифровой революции.

Один из докладчиков, профессор кафедры,  доктор педагогических наук Сергей Шишов рассказал  журналисту «Спутника» о современном видении образования будущего.

– Сергей Евгеньевич, система обучения уходит от универсальности и становится более профильной. Это оправдано?

– Сейчас идёт цифровая революция в промышленности. Рынки труда меняются стремительно. Исчезают ранее привлекательные профессии в транспорте, торговле, финансах, праве, госуправлении. Масштаб сокращений – до 10 млн рабочих мест. Школьникам, которым предстоит выходить на рынок труда лет через 10–15, понадобятся совершенно новые навыки. Да и сейчас уже работодатели (66%), да и сами молодые люди (более 50%) констатируют, что не смогли получить востребованных практикой современных компетенций. Проблема состоит, прежде всего, в развитии технологической культуры. Для школ Московской области Академией социального управления разработаны три новые модели учебного предмета «Технология». Это инженерная, аграрная и сервисная модели. У ребят должен быть выбор профиля обучения.. Механизмы реализации этих моделей являются сегодня предметом дискуссии.

– Почему местом проведения конференции стала  гимназия № 11?

– Конференция проводилась на базе инженерно-технического отделения гимназии, открытого в прошлом учебном году при непосредственном участии РКК «Энергия». Цель: повысить престиж инженерных профессий и преемственность поколений по сохранению научного потенциала Королёва. 

Отмечу, что наиболее сложное и перспективное направление развития технологического образования в школе – это инженерно-техническое. Перспективные ресурсы его развития – детские технопарки и образовательная робототехника.  Участники конференции в дополнение к дискуссионной части программы познакомились с реальной работой детского технопарка «Кванториум» благодаря отлично организованной сотрудниками Технологического университета экскурсии. А также стали свидетелями интереснейшего внутригимназического соревнования по робототехнике для начинающих.


Для школ Московской области Академией социального управления разработаны три новые модели учебного предмета «Технология»: инженерная, аграрная и сервисная.


– Какие направления инженерной подготовки наиболее перспективны?

– Президент Владимир Путин утвердил в этом году госпрограмму «Цифровая экономика» до 2025 года. В ближайшие несколько лет наиболее востребованными будут такие высокотехнологичные направления профессиональной подготовки, как искусственный интеллект, робототехника, 3D-проектирование, дополненная и виртуальная реальность, облачные технологии, биоинформатика и IT в медицине, IT в образовании и т. д.

– А если конкретнее?

– По всему миру сотни компаний занимаются конструированием и апробацией беспилотных транспортных средств. Среди них, такие известные автомобильные, как Volvo и др., а также российский
«КамАЗ», на котором создан первый в России беспилотный автомобиль на базе серийного грузовика. Уже 15 компаний в мире производят первые образцы летающих дронов.

В 2016 году Нобелевскую премию по химии получили учёные Жан-Пьер Соваж, сэр Фрэзер Стоддарт и Бернард Феринга за проектирование и синтез молекулярных машин. Это открывает перед нами фантастические перспективы. Молекулярные машины имеют размер всего несколько нанометров. Они могут использоваться для сборки сложных молекулярных структур с предварительно заданными свойствами. И, наоборот, с их помощью можно разбирать молекулярные структуры по атому.  Теперь и искусственные машины можно будет использовать для «ремонтирования» генома.

Современных детей называют «цифровым» поколением...

– Да, это те, кто научился пользоваться гаджетом раньше, чем читать. Они информацию черпают из интернета, в онлайн проводят много времени, можно сказать, что живут там. В общем, для них жизни без IT-технологий не существует. Согласно международным прогнозам, к 2020 году 50% населения планеты будут составлять «цифровые» дети.

Денис Буцаев, зампред правительства МО, министр инвестиций и инноваций: «Подмосковье является одним из лидеров по развитию технологического доп-образования для молодёжи. Нам важно обеспечить непрерывность образования и развития потенциальных научных сотрудников и инженеров».

 

– Расскажите о новых методиках в обучении.

– Сегодня создаются ресурсы для адаптивного обучения, широко использующие искусственный интеллект. Такие, например, как проект Knewton. На основе анализа онлайн-курсов, которые изучил молодой человек, какие отметки он получил, с какими заданиями справился блестяще, а в каких имел затруднения, искусственный интеллект сможет выстроить виртуальную карту знаний для пользователя и «подтолкнуть» его к устранению пробелов в картине мира или знаний. Возможно, такой виртуальный тьютор будет полезен ребёнку даже в начальной школе. Нейроинтерфейс – ещё одно решение, серьёзно отразится на образовании. Эта система позволит мозгу обучающегося обмениваться информацией с компьютером, задавать ему команды (прототипы уже работают).

– И всему этому будут учить наших детей?

– Да, в ближайшем будущем.

– Значит, всё образование теперь повернётся лицом к «цифре»?

– При всей значимости «цифры» в школе останутся человеческие ценности: патриотизм, милосердие, любовь, сострадание к ближнему.

Алла Дёмина