Королёв. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 11 декабря

пасмурно0 °C

Онлайн трансляция

Здесь учат быть родителями

02 нояб. 2017 г., 17:08

Просмотры: 346


Каждый ребёнок, который по какой-то причине остался без родной мамы, уже имеет на душе шрам. И ему, и приёмным родителям или опекунам придётся с этим считаться. Вы собираетесь стать приёмными родителями, опекунами? Тогда вам необходимо прийти в школу!

Более 500 человек в Подмосковье прошли обучение в школе приёмных родителей с начала этого года. Без этой ступени – школы – сейчас разрешат взять в семью несовершеннолетнего только в том случае, если вы – близкий родственник или уже имеете опыт опекунства, усыновления. Год назад такая школа была образована и в Королёве при УМОЦ. Мы встретились с её руководителем Ольгой Козыревой.

– Объясните, пожалуйста, почему возникла необходимость учить быть родителями? Раньше ведь этому не обучали, и все справлялись с ролью приёмных мамы и папы?

– В школу приходят с желанием стать опекуном или усыновителем люди по совершенно разным причинам, начиная от стремления взять под опеку малыша погибшего родственника до мысли о пресловутом стакане воды в старости. И далеко не все могут представить изменения в своей жизни, которые последуют после оформления всех документов. Иногда оказывается, что люди не справляются с ребёнком. Взрослые люди попадают в сеть проблем и желают… вернуть ребёнка в детский дом. К этому времени противостояние в такой семье уже на грани взрыва. Не думая, что тем самым наносят огромную травму несовершеннолетнему. А дети сейчас стали совершенно другие, с ними нельзя действовать так, как возможно было с предыдущими поколениями: они желают иметь право голоса, они требуют к себе уважения, они и более раскрепощены, и, одновременно, по-детски беспомощны… Они просто часто недолюблены…  Поэтому было принято решение подготавливать к будущему опекунству или родительству, а потом, при необходимости, сопровождать такую семью помощью и дальше.

Сейчас «Школа замещающих родителей» в  Королёве  сопровождает 60 семей, в которых находятся почти 90 детей и подростков. И уже более сорока человек в прошлом году выпустились из этой школы с документами, подтверждающими их право воспитывать приёмного ребёнка.

– Как организована эта работа?

– В Московской области курс в такой школе подразумевает 105 академических часов. В Королёве работа организована так: группа кандидатов в родители (опекуны) из 10–12 человек встречается по субботам с 10.00 до 16.00 часов, с каждой группой работают два специалиста. Тренинги, проработка различных ситуаций, правовая грамотность – и так в течение 10 недель. В итоге всех ждёт экзамен и, по его результатам, – документ, подтверждающий, что кандидат готов к своей новой жизненной роли. Только потом ему будут подбирать ребёнка. Если свыше 30% часов пропущено – выдаётся лишь справка, что кандидат был слушателем школы. На занятиях пришедшие садятся в круг для общения. Подобная открытая форма предполагает разрушение психологических барьеров. Кстати, тяжело иногда войти в будущее родительство как ещё не имеющим своих детей, так и очень состоявшимся в жизни людям, педагогам с большим стажем: они уверены в своей опытности. Однако практика показывает, что им многие знания и умения тоже необходимы. К сожалению или к счастью, заключения психологов носят рекомендательный характер при устройстве ребёнка в семью. Категорически запретить передачу несовершеннолетнего этому взрослому работники школы не могут, хотя часто понимают, что не созрели эти люди для воспитания уже немного надломанной детской души.

– Особенные дети требуют особенного подхода?

– Да, действительно. И наша задача – донести до кандидатов сложности общения с детками, у которых первая страница жизни измята болью. Да, подростки уже заражены махровым потребительством и одновременно абсолютно беспомощны в бытовых вопросах. А у малышей подчас  не работает теория привязанностей, которые формируются ещё внутриутробно. Посмотрите на ситуацию ребёнка его глазами – его оторвут от привычного окружения, весь мир вокруг поменяется: люди, порядки, уклад жизни, и надо вжиться во всё новое. Даже если родственники, но не ближнего круга, оформили опеку – всё равно это огромный стресс для ребёнка.

Конечно, и в обычных семьях не всегда есть понимание между родителями и детьми. Но в таких вот «особенных» семьях вопросы встают острее: «Меня не любят, потому что я им чужой!» – думает ребёнок. «Он  нарочно всё делает наоборот, чтобы досадить. И я ничего не смогу сделать, ведь в нём чужие гены!» – сдаётся приёмная мама.

Ольга Николаевна озвучила некоторые правила, которые проговариваются  в школе. Например, для детей, которые находились в детских домах и теперь переходят в семью, архиважно, чтобы все правила, озвученные в семье, соблюдались неукоснительно всегда: надо убирать игрушки за собой – значит, без этого спать ребёнок не ложится, как бы ему не хотелось переложить эту неприятную работу на утро. Это не неоправданная жёсткость: без чёткой родительской линии ребёнок теряет уверенность во взрослых. Но надо и стараться понимать, почему он первое время может привести в квартиру ровесников, с которыми знаком полчаса, взять деньги из кошелька, почему разгуливает без белья по квартире… У всех моментов «странного» поведения бывшего несемейного ребёнка есть причина. И надо не лениться в желании это понять.

В школу приходят люди разного возраста, разных профессий и с различным жизненным опытом. Цель у них одна: получить документ как право на воспитание ребёнка, рождённого не ими. А по окончании курса, по словам Ольги Козыревой, люди становятся родными даже друг другу! Потому что основной целью становится общее желание – стать хорошими родителями для нового человечка в их семье.

Кира Горная

Теги: