Королёв. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 25 марта

облачно с прояснениями+5 °C

Онлайн трансляция

«Буран» – это подвиг!

15 нояб. 2018 г., 8:54

Просмотры: 237


Тридцать лет назад, 15 ноября 1988 года, многоразовый орбитальный корабль «Буран» в беспилотном режиме совершил два оборота вокруг Земли и вернулся из космоса.

При сильном боковом ветре он с ювелирной точностью приземлился на посадочную полосу. Такого успеха мировая космонавтика ещё не знала! Повторить тот полёт, да и то лишь в некоторой степени, США смогли спустя 22 года.

Над созданием легендарного «Бурана» трудились все градообразующие предприятия нашего города. Без преувеличения можно сказать: для сотен королёвцев это стало делом всей жизни.

Вячеслав Кукшев – один из тех, кто разрабатывал сложнейший алгоритм отказоустойчивой системы управления орбитальным кораблём (ОК). За свой труд он был награждён медалью имени Н.А. Пилюгина, выпущенной по случаю успешного полёта «Бурана». Напомним, что именно Николай Пилюгин отвечал за «мозги» уникальной машины.

Мы попросили Вячеслава Ивановича поделиться воспоминаниями о проекте и его претворении в жизнь. Вот, что он рассказал.

Справиться со сверхзадачей

– Программа «Энергия» – «Буран» стала нашим встречным ответом на заявление США о военном применении многоразовой транспортной космической системы «Спейс Шаттл».

В Советском Союзе к работе над комплексом приступили в 1974 году. Головным было назначено ОКБ-1, ныне РКК «Энергия».

Я тогда работал в ЦНИИмаш, занимался отказоустойчивостью систем управления ракетно-космической техники и отлично понимал уникальность будущего изделия.

Надо было решить принципиально новую техническую задачу: обеспечить безопасное возвращение экипажа (в пилотируемом полёте) даже при 2-х отказах оборудования трёхканальной системы управления. Отключить неисправный канал, когда их три, не составляет проблемы. Другое дело, когда требуется безошибочно парировать неисправность в одном из двух оставшихся каналов управления. А это, по сути, уже сверхзадача, справиться с которой надо было во что бы то ни стало. Включиться в поиски возможного решения было моей личной инициативой. Поддержали члены группы, которой я тогда руководил.

Вместе мы начали огромную, кропотливую работу. По вечерам и даже в выходные просиживали в научно-технических библиотеках: терпеливо искали и внимательно изучали материалы наших конкурентов, сами переводили англоязычные тексты. Наконец стали вырисовываться контуры технического решения. Моделирование выполняли одно за другим, проводили расчёты, анализировали результаты и бесконечные графики, полученные на ЭВМ. Персональных компьютеров тогда не было и в помине, программный код вводили с перфокарт, а время работы на вычислительной технике было строго регламентировано: ресурса ЭВМ явно не хватало. Порой в машинный зал пробивались всеми правдами и неправдами. В итоге мы смогли предложить алгоритмы, которые обеспечивали заданные требования.

В новое измерение

Дальше началась совместная работа с НПО АП – разработчиком системы управления ОК «Буран». Было очень непросто убедить специалистов всех уровней провести стендовые испытания и доказать эффективность предлагаемого решения. Принципиально новый подход вызывал естественную на первых порах настороженность, были и противники внедрения предложенных нами инноваций. Очень хочется вспомнить тех, кто поверил тогда в новаторскую идею, взял ответственность за воплощение её в жизнь.

А поддержали нас ведущие специалисты НПО АП: Г.М. Присс, А.В. Скрипицын, Г.Н Румянцев, Л.А. Окольский, а в родном ЦНИИмаш – заместитель генерального директора А.Т. Горяченков.

Тем временем, при отработке посадки будущего ОК на летающей лаборатории возникла аварийная ситуация. Лётчик-космонавт Игорь Волк сумел благополучно приземлиться лишь благодаря своему высокому профессионализму. Из случившегося были сделаны важные выводы – необходимость реализации предложенных нами алгоритмов стала более очевидной.

В итоге на ОК «Буран» была реализована, по существу, экспертная система управления, которая самостоятельно оценивала окружающую обстановку, прогнозировала возможности в достижении цели и выбирала траекторию движения.

Приведу лишь один пример из циклограммы полёта. В районе приземления «Бурана» разразился ураган: порывы ветра достигали 20 метров в секунду. Заходящий на посадку корабль неожиданно для всех сделал разворот. Первая реакция руководителей полёта была однозначной: «Отказ системы управления! Корабль нужно подрывать!» А оказалось, что это бортовая автоматика выбрала оптимальную траекторию снижения, и «Буран» уверенно разворачивался для захода на посадку. Выполнив манёвр, он появился над посадочной полосой с неожиданной для всех стороны и блестяще приземлился!

Это был триумф! Во всём мире вновь и вновь пересматривали видеокадры этой посадки и не верили глазам своим. А как ликовали мы, все 2,5 миллиона наших соотечественников, причастных к проекту! Люди гордились своим детищем, любовались его самыми первыми и уже такими умелыми шагами на совершенно новом, революционном пути, по сути, в новое измерение космонавтики.

Вместо сотни – один...

О программе «Энергия» – «Буран» спорят до сих пор, и это понятно. Вложили в проект колоссальные деньги, сделали, казалось, невозможное, а использовать своё достижение так и не смогли.

В 1990 году работы по программе были приостановлены, а спустя 3 года её окончательно закрыли. Все хорошо знают, это были очень тяжёлые времена в истории нашей страны...

Вместо сотни полётов, которые должен был совершить «Буран», состоялся лишь только один единственный, а сам он погиб в 2002 году на Байконуре. На него обрушилась крыша ангара монтажно-испытательного корпуса...

Кто и как был за это наказан, мне неизвестно. Но я хорошо знаю, что наследие комплекса достаточно велико. Более 600 инноваций были использованы в разных отраслях – от композитных материалов и теплозащиты до двигателей РД-170 и РД-180.

Никто не сможет отрицать, «Буран» – это настоящий подвиг отечественных разработчиков, рабочих и военных специалистов. Известно высказывание: «Буран» намного опередил своё время», и я с ним совершенно согласен. Уверен, что будущее космонавтики именно за многоразовыми космическими кораблями. А подтверждение этому – принятое решение о разработке тяжёлого носителя – аналога ракеты «Энергия», основы для будущих прорывных отечественных проектов.

Р.S.: Сегодня, 15 ноября, в конференц-зале «Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва, проходит торжественное собрание, посвящённое 30-летиюзапуска «Бурана».

Наталия Подольская