Яндекс.Погода

воскресенье, 1 августа

малооблачно+16 °C

Живописные «Моменты» Владимира Мочалова

05 апр. 2021 г., 9:45

Просмотры: 194


В конце марта в выставочном зале ДиКЦ «Костино» открылась выставка  действительного члена Российской академии художеств Владимира Мочалова «Моменты». В 2017 году здесь же с успехом прошла выставка графики художника.

Владимир Георгиевич Мочалов родился, учился и работал  в Москве. За его плечами изостудия, художественная школа, работа гравёром печатных форм фабрики «Гознак».  Он автор пяти марок и открытки. В 1970 году поступил на заочное отделение Московского полиграфического института, которое закончил, служа в рядах Советской армии в 1976 году.  В 1978 году, в возрасте 30 лет, получил приглашение в сатирический журнал «Крокодил». Работал техническим редактором, а с 1979 года - заместителем главного художника. С 1984 года по 2000 год (до закрытия журнала) –  в должности главного художника журнала «Крокодил». Сотрудничал со многими журналами («Юность», «Новое время», «Сельская молодёжь») и газетами («Московская правда», «Известия», «Собеседник», «Новое русское слово»). Автор карикатур для телепередачи «Мультличности». Инициатор и главный художник журнала «Новый Крокодил». Иллюстратор книг для детей и сатирических изданий. Участник  и призёр множества российских и зарубежных конкурсов и фестивалей карикатуры. В активе художника  ряд персональных выставок масляной живописи и графики в Музее современного искусства, Малом манеже, Российской академии художеств. А также множество выставок в городах Подмосковья.

По словам художника, он счастливый человек, потому, что его хобби и  профессия совпадают. Он с детства знал, что будет художником, но не знал, что станет живописцем. Более того, его педагог по живописи, Николай Иванович Андрияка сказал, что живописца из Мочалова не получится.  Как бы он сейчас удивился и порадовался за своего ученика. На выставке «Моменты» представлены только живописные работы мастера. Это и новое слово в карикатуре – живописные сатирические портреты известных, интересных автору, людей (Чарли Чаплин, Элвис Пресли, Казимир Малевич, Владимир Высоцкий, Армен Джигарханян, Лучано Паваротти и многие другие). Нужно сказать, что первая выставка карикатуры в живописи Владимира Мочалова «Новый жанр» состоялась в 2003 году. Отдельного внимания заслуживает работа, ставшая визитной карточкой выставки «Моменты». Это вымышленный, срежиссированный   автором «момент» – дуэль Пабло Пикассо и Сальвадора Дали, вооруженных палитрами и кистями. Художники пишут карикатурные портреты друг друга, причём каждый в манере своего визави. Работа яркая, динамичная, с массой деталей, от неё долго не можешь оторвать взгляда и улыбаешься, улыбаешься…

  В своё время работы Сальвадора Дали потрясли Владимира, он тогда учился в художественной школе. По его словам, чёрно-белые рисунки Дали перевернули его сознание.

Владимир Мочалов великолепный рисовальщик, вряд ли это кто-либо будет оспаривать! За свою жизнь он сделал бессчётное количество графических карикатур, ярких и неповторимых. Но и живописные сатирические портреты его прекрасны. Карикатура может быть и доброй,  и злой.  Как признался художник, у него есть работы, которые он рискует показывать только узкому кругу близких друзей. Главное, что карикатуры Владимира Георгиевича умные, тонкие и точные! Кстати, в доме художника хранится благодарственное письмо бывшего президента США Билла Клинтона за политическую карикатуру на него.

Сначала мне показалось удивительным, что на выставке много «портретов» цветов, но потом, приглядевшись, я увидела некоторую гипертрофированность в их изображении, чуть заметную сатирическую составляющую.  Для художника цветы, как и люди, персонажи очень разные, с разным характером. Великолепный, мощный,  сияющий солнечный воин подсолнух. Он прям, даже чуточку слишком прям,  и абсолютно непоколебим.  Пылающие однодневной страстью пунцовые лилейники. Задумчивая, нежная, трепетная роза. Переливающиеся перламутровыми красками, похожие на морские звёзды, как будто что-то скрывающие лилии.  Но есть и такие работы, как «Цветы для любимой», здесь чувствам художника,  можно сказать, мало плоскости полотна, и они рвутся в пространство. В результате перед нами великолепный букет в 3 D  исполнении…

Палитра долго ждала своего мастера, но дождалась и щедро его одарила. От живописных работ Владимира Мочалова идёт сильнейшая положительная энергетика. Мазки мощные, точные, пастозные! От работы «Рожь» как будто веет теплом, даже жаром, стоишь и прислушиваешься, не зашелестят, не зазвенят ли колосья.    А вот другая картина «Осень в Карелии»! Она сверкает  россыпью самоцветов! Яшма, опалы, лазурит, чего только не увидит заинтересованный взгляд.   Владимир Мочалов  влюблён в Россию, не устаёт признаваться ей в любви в своих работах «Московский монастырь», «На Волге», «Храм Покрова на Нерли», «Русское поле». Но он человек мира, а правильнее сказать, художник мира. И представляет нам этот мир в своих работах  «Мон Сен Мишель», «Бруклинский мост», «Вечер в Нью-Йорке», в картинах из серии «Венеция».

Неподдельный,  живой интерес вызвала у посетителей выставки серия работ «Симфония дождя».  Причём не только у зрелых зрителей, но и у молодёжи. В этой серии пейзажей художник показывает мир как бы через мокрое стекло, через капли и струи дождя. Владимир Мочалов признался, что идея пришла к нему случайно, и что техника исполнения очень сложная, но раскрывать свои секреты не стал. В одном из интервью Владимир Георгиевич сказал: «Своими каплями дождя я хочу согреть ваши души, ваши сердца». Нужно сказать, что ему это удалось.

Отвечая на вопросы зрителей, художник подчеркнул, что для карикатуриста важен взгляд со стороны. Нужно не только видеть человека или предмет, отметить его индивидуальность, но и заглянуть внутрь, понять характер, посмотреть «боковым» зрением. По словам автора, карикатура – это разговор со зрителем на понятном ему языке. А ещё это способ автора выразить своё отношение к миру, к персонажу. Гости выставки проявили неподдельный интерес к личности Владимира Георгиевича Мочалова. Было много вопросов, связанных с работой художника в сатирическом журнале «Крокодил». Зрители интересовались, есть ли у него ученики, как он относится к творчеству коллег, посещает ли их выставки, можно ли научиться карикатуре или нужно с этим даром родиться? На все вопросы художник отвечал очень подробно. Преподаванием он не занимается. Но известно, что он очень часто посещает художественные школы, интересуется, как учатся молодые художники. Выставки коллег посещает в обязательном порядке, в любом городе он первым делом идёт в музеи и картинные галереи.  В Москве заглядывает регулярно в Третьяковскую галерею и  Пушкинский музей. С даром карикатуриста, с «боковым» зрением, по его мнению, всё-таки нужно родиться.  Ведущую встречи волновал вопрос о роли карикатуры на сегодняшний день. К сожалению, художник вынужден был отметить, что карикатура сегодня стала другой, коммерческой. Будем надеяться, что не навсегда. Ещё говорили о том, что в разных странах и юмор, и его восприятие сильно отличаются. Был вопрос о восприятии карикатур персонажами.  Художник отметил, что персонажи бывают разные и реакция весьма отличная. От положительной до резко отрицательной. А бывали случаи, что и угрозы поступали. Привёл пример положительной реакции. Поэт Илья Резник, увидев карикатуру на себя,  сначала остолбенел, а потом сказал, что, видимо, Владимир так видит.  У И.Резника есть замечательные строчки, посвящённые другу и художнику: «Творенье мастера прекрасно! И греет душу от того, что не художник выбрал краски, а краски выбрали его!».

166494570_4435157336512964_6351273777357546278_n.jpg

Живописец Мочалов умеет «поймать за хвост эмоцию», может «приручить» струи дождя так, что  и мы слышим его музыку. Владимир Георгиевич находится в постоянном творческом поиске. Пожелаем же ему новых открытий и  исполнения  его заветной  мечты – живописать её величество Музыку!

Выставка Владимира Мочалова «Моменты» будет работать весь апрель. Приходите, успейте приобщиться к прекрасному и умному искусству!

 

Наталия Абашина, литератор

Обсудить тему

Введите символы с картинки*