В королёвском ТЮЗе состоялась премьера второй части спектакля, поставленного Ярославом Ермаковым по роману Ф.М. Достоевского | Королёв - последние новости

05 декабря 2022, 15:46

В королёвском ТЮЗе состоялась премьера второй части спектакля, поставленного Ярославом Ермаковым по роману Ф.М. Достоевского

© Газета «Спутник», Инна Рождественская

© Газета «Спутник», Инна Рождественская

Признаюсь, что, отправляясь на премьеру в ТЮЗ, я испытывала двойственное чувство: с одной стороны – сильное любопытство, с другой – некоторое опасение, вдруг мне будет не всё понятно, так как первую часть «Играем Достоевского. Преступление» я не видела. Однако мои сомнения оказались совершенно напрасными – режиссёрская находка была такова, что зрителям очень лаконично напомнили о предыдущих событиях.

Актёры и роли

Три с половиной часа неослабевающего внимания к происходящему на сцене – с первых минут действие захватывает и не отпускает до самого конца. ТЮЗовцам удалось воспроизвести не только основную суть сюжета романа, но и максимально передать внутренний мир героев, их переживания, истинную сущность характеров.

Директор и режиссёр театра Ярослав Ермаков, рассказывая о создании спектакля, особо отметил, что в постановке, как и в самом произведении – очень много библейских мотивов. И если во времена написания романа это считывалось легко, то для современных людей, особенно для молодёжи, это понять не просто.

«Линия про воскрешение Лазаря оказалась сложной задачей, но мы смогли максимально её представить. Получилось достаточно современное действо, где есть место для маленького сумасшествия, такого питерского сюрреализма, поскольку Раскольников частенько находится на грани помешательства», – поясняет режиссёр.

-

Сюжет действительно местами уходит в область снов, фантазий и необычных происшествий.

Невероятно сложная задача стояла перед Романом Лебедевым, сыгравшим главную роль – Родиона Раскольникова. Образ сам по себе слишком трагичный и неоднозначный. Однако актёру во многом удалось передать моральные и духовные муки своего персонажа, который пытается найти оправдание своему злодеянию.

Яркими сценами в спектакле стали монологи Катерины Ивановны (актриса Екатерина Орлова), а также её пронзительный танец и сцена с шалью, в которой участвуют и дети Мармеладовых (учащиеся театральной студии Мария Романова, Дарина Юрченко и Соня Наумова). Такие моменты вызывают сильные чувства, пробирают, как говорится, до мурашек.

Очень хочется отметить великолепную игру Петра Власова, создавшего очаровательнейший образ Порфирия Петровича – этакого мягкого, вежливо-любезного добряка и одновременно цепкого пристава следственных дел, наделённого незаурядным умом, который видит людей насквозь. У зрителя не остаётся ни малейшего сомнения в том, что наказание за преступление будет неотвратимым.

Весьма оригинальный образ Петра Петровича Лужина создал актёр Сергей Меньшов. Персонаж получился комичным и на первый взгляд, вполне безобидным. Однако постепенно черты характера Лужина проявлялись более чётко, а уж после сцены клеветы и подлого подсовывания банкноты Соне Мармеладовой, зрители увидели его истинное лицо – мелочного, бессовестного, низкого человека.

Очень точное попадание в образ старухи-процентщицы получилось у сыгравшей её актрисы Екатерины Филимоновой. И это не смотря на то, что во второй части спектакля она появлялась только в видениях и снах Раскольникова и Свидригайлова (Максим Лященко). Весьма убедительны были Татьяна Аксёнова и Екатерина Ларина сыгравшие Соню Мармеладову и Авдотью Раскольникову с их бесконечной готовностью пожертвовать собой ради спасения других. Образ Семёна Захаровича Мармеладова в исполнении Александра Дорощенкова тоже весьма точен – спивающийся интеллигент, бывший чиновник, добрый и безвольный человек.

Стоит отметить, что все актёры, занятые в спектакле большие молодцы, играли с душой и полной отдачей.

Декорации, как часть сюжета

Очень удачным оказалось решение с декорациями, которые выполнила художник Ульяна Рейнгольд. Питерский мир представлен в виде большой коммуналки, где много окон, дверей, входов-выходов, где легко заблудиться и запутаться. Сверху город обозначен ломаными линиями крыш.

Музыкальное оформление

Музыку к спектаклю писала и подбирала Людмила Шумилина. В постановке присутствуют мотивы православных и католических песнопений, сочетаются синтетические и натуральные звуки. А вот исполнение старинных казачьих песен, прозвучало более чем современно.

Тема добра и зла, жизни и смерти, преступления и наказания сегодня, как и во времена написания романа, звучат весьма актуально. Главный герой одержим идеей Наполеона, согласно которой люди делятся на «тварей дрожащих» и тех кто «право имеет» – убивать, распоряжаться судьбами людей, получать почёт и признание. Порой, чтобы добиться желаемого, человек преступает закон, изменяет принципам морали, забывая, что за преступлением следует наказание, возможно, не сразу, а через некоторое время, иногда же оно может преследовать всю жизнь и даже после смерти.

Выходя из зала, я в очередной раз убедилась в том, какой замечательный у нас в городе театр и какие высококлассные профессионалы в нём работают.

«Спектакль только начинает жить, и я уверен, что с каждым разом он будет становиться прозрачнее, будет лучше отражать идею Фёдора Михайловича и при этом быть современным», – считает директор ТЮЗа, режиссёр спектакля Ярослав Ермаков.

-

К слову, билеты на спектакли ТЮЗа можно приобрести по государственной программе «Пушкинская карта».

Благодаря государственной программе «Пушкинская карта» граждане России в возрасте от 14 до 22 лет могут приобрести билеты в театры, музеи, филармонии, кинотеатры и другие учреждения культуры на средства из федерального бюджета. Номинал «Пушкинской карты» с 1 января 2022 года составляет 5 000 рублей.

«На этот спектакль я шла с некоторым опасением: всё-таки Достоевский писал роман, и вместить всё это в несколько часов театрального действия кажется невозможным. Но наш ТЮЗ блистательно справился с этой задачей. Ожившие герои Достоевского не выглядят архаичными. Напротив, неожиданно актуально звучат слова Раскольникова о желании почувствовать себя Наполеоном. Этот спектакль заставляет задуматься о преступлении и наказании, о жизни и смерти, о том, вправе ли один человек определять судьбу другого. И музыкальное оформление удачно поддерживает это настроение. Возможно, многих, как и меня, несколько пугает имя Достоевского в театральной афише. Но спектакль динамичен, несмотря трагичность происходящего, в нём – немало моментов, вызывающих улыбку. И эти несколько часов в ТЮЗе могут подарить совершенно новый взгляд на давно знакомое «Преступление и наказание»», – поделилась мнением жительница г.о. Королёв Наталья Викторовна.

-