Яндекс.Погода

пятница, 30 июля

небольшой дождь+22 °C

Юный и невероятный Гамлет

29 мая 2021 г., 11:59

Просмотры: 199


Окончание учебного года в королёвском лицее № 19 совпало с закрытием театрального сезона. Под занавес зрители получили потрясающий подарок: театральный коллектив «Прикосновение» представил «Гамлета».

Разумеется, это не первая постановка великой пьесы, которую мне довелось посмотреть. Были среди них и воистину грандиозные!

Но, как ни парадоксально это прозвучит, только прочтение Шекспира школьниками всё расставило по своим местам: принц датский не был неврастеником и мизантропом, готовым уничтожить, как виновных в его несчастии, так и невинных. 

 

Он просто был… подростком

Вспомните, в пьесе Гамлету всего 19 лет! Хотя мы уже привыкли, что гениальные актёры (Смоктуновский, Высоцкий!) исполняли эту сложную роль, когда им было за тридцать. 

А на лицейской сцене главная роль досталась старшекласснику Евгению Кажурову, и это было, я вам скажу, потрясающе! Талант юного артиста столь высокой пробы, что кожей чувствуешь, как душу Гамлета раздирает на части. Простите за самоцитату о подростковом возрасте, но она к месту: «…это время вечных страхов, презрения к себе, бесконечных обид. Время, когда ты один против целого мира. И ещё не догадываешься, что всё можно пережить».

Именно таков принц Евгения Кажурова, который столь органичен в этой роли, что я впервые смогла убедительно объяснить себе, почему Гамлета швыряет от любви к Офелии (Елизавета Топалова) к желанию уничтожить её, лишь бы освободиться от другого порабощающего желания… Почему королева-мать вызывает у него то жалость, то омерзение… Да всё потому, что именно так и бывает в подростковом возрасте! Мы мечемся в тёмном лабиринте собственных страстей и страхов, бьёмся в кровь о стены и затаптываем тех, кто случайно угодил под ноги. А через десяток лет с ужасом и отвращением вспоминаем то, что творили тогда… Счастлив тот, кто избежал губительных гормональных взрывов и не испортил жизнь ни себе, ни близким людям.

Но разве Гамлет желал смерти той же Офелии? О нет. Ему просто хотелось до основания разрушить этот мир, полный чудовищной несправедливости, и несчастная девушка погибла под обломками… Именно эта ненависть, порождённая ощущением, что тебя никто не любит и не понимает, во все времена гнала юношей на баррикады, на дуэль, на митинг. Будь шекспировский герой тридцатилетним, вряд ли он был бы до такой степени одержим тягой к самоуничтожению и отрицанию всего и вся…

 

Уникальные находки

Режиссёр спектакля Светлана Кричфалушая заслуживает самых громких эпитетов уже за выбор исполнителя главной роли, который стал и её главным помощником. Но на счету Светланы Ивановны ещё целый ряд гениальных находок, которым я готова аплодировать стоя.

Это и уместная перетасовка сцены и зрительного зала: учитывая, что у ребят не поставленные профессионально голоса, то, что мы сидели на расстоянии руки от актёров, спасло спектакль от наигранности. А ряды кресел обернулись пространством, где разыгрывались полные нерва танцы-пантомимы, задавшие полный боли ритм всей постановке. Невольно вспомнилось: «Весь мир театр…» И то, что музыка была современной, любимой подростками, занятыми в спектакле, добавляла пьесе дыхания вечности.

Впервые на моей памяти и знаменитый монолог Гамлета «Быть иль не быть» читали все артисты одновременно – не в унисон, каждый обращался к своему зрителю, и это был невероятно сильный ход! 

А безумие Офелии, переданное, как вполне осязаемое раздвоение личности с помощью второй артистки? Даже то, что столкновение Гамлета с Лаэртом (Николай Куняев) сценически поставлено, как настоящая подростковая драка, усиливает правдивость всей истории. 

Но главное, что я ставлю в заслугу режиссёру, – это подбор артистов и работа с ними. Материал-то сложнейший! А ни одной провальной или просто слабой актёрской работы в спектакле не было. Как прекрасен был кающийся, страдающий Клавдий (Никита Кожевников)! Сколько исступлённой страсти было в Лаэрте… Какая пронзительная получилась сцена разговора Гертруды (Елизавета Логинова) с сыном! 

Я начисто забыла, что на сцене непрофессионалы. И то, что для сегодняшних школьников шекспировские искания и глубокая философия оказались понятны и близки, наполняет моё сердце счастьем. А ведь этот спектакль уже увидели не только лицеисты, но и их ровесники из других школ города, и, самое замечательное, что зрителям захотелось поговорить, когда опустился занавес. Значит, задело за живое, отозвалось сочувствием, заставило размышлять…

На фестивале «Пока горит свеча» в Коломне зрители аплодировали королёвским артистам стоя! Правда, жюри присудило «Гамлету» всего лишь третье место, но любые конкурсы – дело субъективное. А вообще этот спектакль – завершающая часть проекта «Шекспиромания», который создала Светлана Кричфалушая. С шекспировскими сонетами студия «Прикосновение» победила на городском конкурсе «Играем классику». Потом они показали зрителям собственное прочтение «Ромео и Джульетты».

И вот вершина – «Гамлет». Вы покорили её, ребята! Браво!

 

Юлия Лавряшина, писатель

Фото А. Лавряшина

Обсудить тему

Введите символы с картинки*