Яндекс.Погода

воскресенье, 14 августа

облачно с прояснениями+18 °C

Что такое конфликт интересов и кого это касается

24 дек. 2021 г., 16:52

Просмотры: 104


Конфликтом интересов согласно законодательству является ситуация,  при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение  им должностных (служебных) обязанностей. 

Установлена прямая обязанность служащего представлять непосредственному руководителю уведомление в письменном виде о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно.  

При этом в законодательстве отсутствует перечень типовых конфликтных ситуаций. В результате первоначальная субъективная оценка потенциальной конфликтной ситуации возложена непосредственно на самого служащего - субъекта конфликта интересов. 

«К основным причинам возникновения конфликта интересов можно отнести прием на работу и подчиненность родственников и близких лиц, в том числе в подведомственных и подконтрольных организациях, их функциональная зависимость, например, исполнение функций в отношении родственников, бывших супругов, родственников руководителя», - отметил заместитель Председателя Правительства Московской области - руководитель Главного управления региональной безопасности Московской области Роман Каратаев.

Конфликт интересов возникает у служащего также при наличии трудовых отношений с регулируемой организацией, в случае пользования имуществом такой организации или получения от нее займа.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» предусматривает несколько способов урегулирования конфликта интересов на службе. К ним относится изменение должностного или служебного положения лица, у которого возник конфликт интересов, вплоть до отстранения его от исполнения должностных (служебных) обязанностей; отказ такого служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов; его отвод (самоотвод) в установленных действующим законодательством случаях и порядке.

В этой связи важным является вопрос, у кого именно возникает конфликт интересов? Особенно в ситуации с приемом на работу и наличием подчиненности родственников и близких лиц.

Например, решением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30 июня 2020 г. по делу № 8Г-4022/2020 [88-5154/2020] признано незаконным привлечение к ответственности в виде строгого выговора за неуведомление о конфликте интересов или возможности его возникновения служащего занимавшего нижестоящую подконтрольную должность по отношению к своему брату.

По мнению суда, доказыванию со стороны представителя нанимателя подлежала возможность получения занимающим вышестоящую должность братом служащего каких-либо преимуществ в результате ненадлежащего  исполнения должностных обязанностей служащим на нижестоящей должности.

Способы, формы и методы урегулирования конфликта в каждом конкретном случае зависят от его характера, вида службы, полномочий, функций и направлений деятельности, служебного положения и обязанностей служащего.

Необходимо проведение последующей оценки эффективности урегулирования конфликта интересов в целях исключения ситуации, которая может спровоцировать его повторение.

«Важно помнить, что в случае непринятия мер по предотвращению и урегулированию возникшего конфликта интересов, служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия», - подчеркнул Роман Каратаев.

Обсудить тему

Введите символы с картинки*