Яндекс.Погода

вторник, 16 августа

ясно+23 °C

Улицы Коммунальная и Аржакова

27 февр. 2022 г., 10:56

Просмотры: 17


Жительница Королёва Ирина Борисовна Кулакова делится своими воспоминаниями о старой части Костино. С 1946 года она проживает в доме №5/1 по ул. Суворова и хорошо помнит этот район, его становление и развитие.

Улица Дзержинского была мостовая – мощённая камнем, проходила от стадиона «Металлист» до станции Болшево. Это была не только центральная улица в Костино, но и единственная благоустроенная. Остальные улицы в долгое время оставались грунтовыми.

- Пешеходы, которые шли на станцию, старались выбраться на Дзержинского, чтобы не увязнуть в грязи в сезонную распутицу, – отмечает Ирина Борисовна.

В конце 40-х годов были построены двухэтажные домики в районе улицы Коммунальной (улицы Аржакова тогда ещё не было). Частично эти дома строили пленные немцы (они делали фундаменты). Дома были также соединены каменными стенами-ограждениями, как и на ул. Суворова. В одной из таких двухэтажек (напротив сохранившегося дома №5, по ул. Аржакова) размещалась школа. В соседнем доме, на первом этаже располагался магазин. Он был ведомственным (от ДСК-160)  и поэтому в народе был прозван «мебельным». А так, как предприятие ДСК-160 принадлежало Министерству обороны, снабжение в магазине было московское.

–  Чёрная икра стояла в больших жестяных банках, – вспоминает Ирина Борисовна. Были и другие деликатесы и дефицитные продукты.

На сегодняшний день от этого квартала  сохранилось всего два дома  – №5 по ул. Аржакова и № 16 (кафе «Черная жемчужина») по ул.  Коммунальной. Есть ещё одно здание (д. 8/14 по Дворцовому проезду), но оно было построено в конце 60-х годов. Долгое время в нём размещалось телеателье, позже в здании обосновалось местное телевидение.

Аржакова,_д_5_Направление_фото_на_восток.jpg

Ул. Аржакова, д. 5

Вдоль улицы Коммунальной (в 40-е годы она называлась 2-я Железнодорожная) пролегала ж/д ветка (она и теперь частично там сохранилась), которая  обслуживала овощные базы, ДСК-160, завод № 455 (ныне КТРВ) и Торфопредприятие. Вдоль неё были деревянные платформы, на которые сгружали-выгружали овощи-фрукты, лес, технику и т.д.

В районе ДСК-160 недалеко от воинской части складировали брёвна, и мы, детвора, забирались на эти брёвна и смотрели кино, которое там регулярно «крутили» прямо на улице, – вспоминает Ирина Борисовна, – А ещё вдоль ж/д ветки была дополнительная ж/д дорога, по которой ездили вагонетки. Однажды мы с подругой пошли кататься на этих вагонетках (по очереди забирались внутрь и толкали), а кто-то из соседей увидел и рассказал родителям. Подобные катания считались небезопасными и были запрещены. Прихожу я домой, а мама молча берёт чемодан и начинает собирать мои вещи. После сообщает, что нас с подругой отправляют в колонию (куда ж ещё за такое поведение? – прим. автора). Вот такой жизненный урок вынесла школьница!

Улица_Коммунальная_1964г_фото_Ю_Широкова.jpg

Ул. Коммунальная, 1964 г., фото Ю.Широкова

Улиц было мало. Ближе к станции Болшево, параллельно улице Суворова,  проходила ул. Пушкинская (примерно в р-не  проспекта Королёва), с северной стороны от ДСК – улица Чернышевского. Здесь почти сразу после войны появился небольшой жилой райончик, прозванный Нахаловкой. Люди произвели самозахват земли и, как могли, построили себе жильё. Просуществовал он недолго.

Напоминаем, сведения об истории семьи, дома, улицы жители Королёва могут получить на портале Госуслуг или обратиться в Главное архивное управление Московской области.

Инна Рождественская, фото автора,  из архива И.Б. Кулаковой,  открытых источников

Обсудить тему

Введите символы с картинки*