Яндекс.Погода

пятница, 19 августа

ясно+20 °C

«В поисках Атлантиды»: королёвцев приглашают на выставку в ДиКЦ «КОСТИНО»

11 июня 2022 г., 11:36

Просмотры: 162


Автор выставки, художник Альберт Солтанов – живописец, график, монументалист-мозаичист,  член союза художников России и Московского союза художников, лауреат первой степени конкурса  им. Виктора Попкова.

Работы Альберта Солтанова  хранятся в частных коллекциях и музеях за рубежом и в России, в том числе в Мытищинской картинной галерее и в Павлово-Посадском историко-художественном музее.

8 июня состоялась встреча с художником. Поддержать Альберта пришли его близкие, и, прежде всего его супруга, Оксана Головко, искусствовед, член Союза художников России, журналист, пишущий на темы искусства. Оксана работала в «Российской газете», постоянный автор портала «Православие и мир», журнала «Фома» и других изданий.

История знает немало творческих союзов: основатели «лучизма» Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, Фрида Кало и Диего Ривера, Пабло Пикассо и Франсуаза Жило… Да и в наше время мы не раз встречали творческие пары художников.  Многие помнят выставки «Вместе и врозь» Ольги и Сергея Поликарповых, «Иван да Марья» супругов Крившинко. А сегодня перед нами не просто ещё один счастливый союз, а целая творческая семья. У Альберта и Оксаны трое детей. На выставке представлен фрагмент мозаичного панно «Райский сад» старшей дочери, Елизаветы Солтановой. Это её дипломная работа. Елизавета  окончила специализированную школу с углубленным изучением изобразительного искусства. В этой же школе учится средний сын Алексей. Младший сын Коля пока с удовольствием «творит» дома и в детском саду. Творческие союзы обладают, как правило, силой синергии. Семья Альберта и Оксаны яркое этому подтверждение.

Альберт Солтанов – любимый художник Оксаны Головко, так она утверждает  в  одной из многочисленных статей о его творчестве. Оксана рассказала нам, что любит искусство не поверхностное, а глубокое, чтобы в творчестве было больше, чем здесь и сейчас. И что ценит искусство Альберта за сохранение традиций вдумчивого отношения к бытию, к показу сложностей прекрасного мира, за его неоднозначность и смысловую многослойность. 

Солтанов.jpg

Отправимся в путешествие по экспозиции « В поисках Атлантиды».  Волга, остров Свияжск, Казань, родное Васильево, Крым – всё это объекты пристального внимания Альберта Солтанова. Мы вместе с художником оправляемся на свидание с дорогими его сердцу местами. Но это отнюдь не только географические точки на карте. Так Волга для А.Солтанова не просто место рождения, впечатления счастливого детства, но и символ. Символ любви  к Родине большой и малой, символ вечности жизни!

Многие  любят сравнивать картины с книгами. Есть книжки однодневки, прочитал и забыл. А есть книги, которые нужно читать вдумчиво, возвращаясь к прочитанному. Картины Солтанова требуют внимательного «прочтения», философского осмысления. Это и «Под яблоней», и «Святой источник», и «Две семьи» и многое другое. Так у  картины «Лодка» можно задержаться очень надолго. И здесь Волга это «монумент реки, которая не исчезает», а лодка – образ бренности. Когда-то она была нужна людям, а сейчас от неё остался лишь остов, да насмешница  чайка  присела на миг на останки лодки, напоминая о быстротечности  времени. А Солтанову и в крике чаек слышится нечто философское…   

Сдержанную палитру пейзажей Альберта Солтанова иногда сравнивают с Левитановской. Зрители интересовались причиной частого использования автором сближенных цветов, в частности этот вопрос задал график Алексей Дробышев.  Альберт не без доли иронии ответил, что весёлые работы быстрее разбирают. Был в его творчестве и период с открытыми цветами, что не удивительно, ведь любимыми художниками учителей Солтанова были Матисс и Сезанн. В целом же некоторая скупость палитры объясняется тем, что художника больше интересует не цвет, а суть.

Отдельного внимания заслуживает работа А.Солтанова «Плач Иеремии». Она  участвовала в биеннале христоцентричного искусства в прошлом году, по заказу одного голландского портала по этой работе российским философом и искусствоведом Виктором Барашковым проведено отдельное исследование. Это работа –  предостережение! Люди часто не слышат пророков, о чём потом горько раскаиваются. На выставке представлено два варианта с этим названием.

Выставка.jpg

 Переживая и переосмысляя увиденное и услышанное, посетители, возможно, вспомнят что-то забытое, найдут утраченное,  свою Атлантиду…

Художник поделился своими воспоминаниями о годах учёбы в школе, училище и институте. Очень тепло отзывался о своих педагогах («со всеми педагогами сначала однозначно повезло»), и, в первую очередь, об Иване Васильевиче Вьюшкове. Альберт очень много взял для себя от тихой, спокойной лирики Вьюшкова.

Художник свято чтит память предков. Работа «Первая весна без деда» существует в двух вариантах. Скоро эта работа пополнит экспозицию, а пока она находится в Мытищинской картинной галерее. Первое острое чувство потери и первый вариант картины, написанный очень быстро. Во втором варианте художник заменил пейзаж за окном с реального,  на пейзаж Старой Туры, где дед родился.

Альберт Солтанов художник-философ, но нельзя не  отметить ещё одну из граней его творчества. Это любовное, бережное отношение к  «модели» и тонкий юмор. Для примера можно назвать картину «Весна» и  другие портреты любимой жены и домочадца кота Томика.

 И ещё одна грань творчества художника. Издательство «Алавастр» выпустило  несколько книг с использованием работ А.Солтанова для оформления обложек.

Как художник-монументалист А.Солтанов принимал участие во многих проектах. Это и мозаики храмов Московской области и мозаики таких объектов, как фонтан «Колос» на ВДНХ. Не так давно художник был  награждён  Дипломом РАХ за участие в работе над мозаиками Храма Святого Саввы Сербского на Врачаре. Художник очень интересно рассказывал о реставрации фонтана «Колос», процент потерь которого составлял около 70%. И, особенно, о Сербском проекте. Проект очень масштабный, работы ведутся  шестой год.  Например, одну 9 метровую фигуру выполняет бригада из 15 человек. А потом ты её видишь как точку где-то под куполом храма. По просьбам зрителей, рассказал также о влиянии монументализма на живопись. Так многие его живописные работы относят к панорамным, им иногда даётся плоскостное решение, что-то не прописывается…

Не могу не отметить тот отрадный факт, что зал был полон, а по завершении встречи с Альбертом Солтановым и Оксаной Головко к книге отзывов выстроилась очередь из желающих оставить свою благодарность творческой семье.

А я по традиции  завершаю свой рассказ словами благодарности руководству ДиКЦ «КОСТИНО» и лично организатору выставки и неутомимому просветителю Алексею Картышову.


Напоминаем, на 1 этаже ДиКЦ «КОСТИНО» до середины июля открыта выставка живописи Марины Гагариной «Из зимы в лето». Нежные, лирические акварельные пейзажи и яркие, пышущие жизнью масляные работы никого не оставят равнодушными. Приходите! Освежитесь дыханием зимы и напитайтесь ароматами и красками лета!

Наталия Абашина, литератор,  фото А. Картышова

Обсудить тему

Введите символы с картинки*